Развитие исследовательского интереса у студентов бакалавриата при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР) на примере направления Государственное и муниципальное управление

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлена характеристика исследовательского интереса и возможности его развития на примере студентов вуза квалификации бакалавр, проведен анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов по данной теме, определены факторы, способствующие формированию и развитию исследовательского интереса, его необходимости в познавательной деятельности студента и результаты его проявления в образовательном процессе вуза. Статья написана на основе пролонгированных наблюдений за студентами вуза (квалификации бакалавр, направление подготовки государственное и муниципальное управление) и промежуточных результатов данных исследований. В анализе промежуточных результатов участвовали сами студенты. Приведены критерии положительного результата развития исследовательского интереса: желание продолжить учиться в магистратуре, инициатива и трудолюбие в выборе темы и подготовки содержания будущих научных публикаций, участие в научных конференциях и конкурсах. Исследовательский интерес рассматривается с точки зрения продолжения познавательной деятельности студента вуза, является ее качественной характеристикой, которая подтверждает осознанную потребность студента в самостоятельном научном творчестве. В настоящее время, в связи с актуальными задачами подготовки студента квалификации бакалавр, современными требованиями к образовательной деятельности и динамично меняющимися условиями современной жизни, а также требованиями реализации в профессии, творчество становится необходимой составляющей познавательной деятельности и ее конкретных направлений. Статья рассматривает творчество как основной результат развития интереса и возможность дальнейшего профессионального развития. В статье предложены конкретные мероприятия, позволяющие развить исследовательский интерес студента квалификации бакалавр в процессе обучения, выделено значение выпускной квалификационной работы в процессе формирования ключевых компетенций, среди которых присутствует исследовательская деятельность.

Об авторах

Ирина Эрнстовна Исаева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: Isayeva.irina@gmail.com

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Krotova E.A., Vilkova A.D., Kozhevnikova A.V. Organizatsiya nauchno-issledovatel’skoi deyatel’nosti sdudentov v usloviyakh kompetentnostno-orientirovannoi modeli obrazovaniya [The Development of Ecological Competence of Students by Means of Research Project Activites]. Modern Problems of Science and Education. 2015; 6: 357 (In Russ.).
  2. Vasil’ev I.A. Kachestvennoe obrazovanie – determinanta prirosta intellektual’nogo potentsiala strany [Quality Education – Determinant of Growth of Intellectual Capacity of the Country]. The Education and Science Journal. 2013; 9: 103–120 (In Russ.).
  3. Isaeva I.E. Osobennosti interesa v poznavatel’noi deyatel’nosti studentov vuza [Features of Interest in the Cognitive Activity of University Students]. Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskii i metodicheskii aspekty. 2015; 10: 27–31 (In Russ.).
  4. Andreev P.A., Isaeva I.E. Razvitie studentov v protsesse obucheniya v vuze [The Development of Students in the Learning Process at the University]. Finansovo-ekonomicheskie instrumenty razvitiya ekonomiki regionov: conference proceedings. Moscow: Aeterna; 2016: 26–28 (In Russ.).
  5. Ivanova M.A. Bolonskii protsess i samostoyatel’nost’ studentov: rossiiskaya spetsifika [The Bologna Process and Learner Autonomy: Russian Specifics]. Higher Education in Russia. 2018; 3: 48–58 (In Russ.).
  6. Lesher O.V., Lipatnikova Yu.V. Vliyanie motivatsionnykh tendentsii studentov vuza na poznavatel’nyi interes [Influence of Motivational Trends of University Students on a Cognitive Interest]. Aktual’nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya. 2015; 3 (1): 104–107 (In Russ.).
  7. Krotova I.V. Psikhologicheskie determinanty dostizheniya pervoi stupeni akademicheskoi kar’ery v sisteme vysshego obrazovaniya [Psychological Determinants of Achievement of the First Stage of Academic Careers in Higher Education]. Education and Self Development. 2017; 12 (2): 62–72 (In Russ.).
  8. Burkova S.P., Dolotova R.G., Vinokurova G.F. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern Educational Technologies]. Modern Problems of Science and Education. 2013; 2: 272–272 (In Russ.).
  9. Kur’yan M.L. Problema dialoga mezhdu uchastnikami obrazovatel’nogo protsessa v situatsii predostavleniya prepodavatelem obratnoi svyazi [Establishing Dialogic Relationships in the Education Process Through Teacher’s Feedback to Learners]. Vestnik of Minin University. 2017; 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-12 (In Russ.).
  10. Kalashnikova A.V., Chizhakova G.I. Model’ formirovaniya tsennostnykh motivov poznavatel’noi deyatel’nosti budushchikh bakalavrov professional’nogo obucheniya [Model of Formation of Valuable Motives of Informative Activity of Future Bachelors of Vocational Training]. Modern Problems of Science and Education. 2013; 1: 230–230 (In Russ.).
  11. Bourke B. Positionality: Reflecting on the Research Process. Qualitative Report. 2014; 19 (33): 1–9.
  12. Asher R.J. A Conversation with Randy Asher, Principal of New York City’s Brooklyn Technical High School. Gifted Child Today. 2016; 39 (4): 205–208.
  13. Schofield C., Burton F.L. An Investigation into Higher Education Student and Lecturer Views on Research Publication and Their Interest in the Production of a College Partnership Science Journal. Innovations in Education and Teaching International. 2015; 52 (3): 265–276.
  14. Criollo M., Romero M., Fontaines-Ruiz T. University Students’ Self-efficacy for Learning How to Conduct Research. Psicologia Educativa. 2017; 23 (1): 63–72.
  15. Tanaka K. Learning How to Learn Through Experiential Learning Promoting Metacognitive Skills to Improve Knowledge Co-creation Ability. Procedia Computer Science. 2016; 99: 146–156.
  16. Mishurina O.A. Povyshenie kachestva podgotovki studentov bakalavriata v usloviyakh realizatsii federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya [Improvement of Quality of Training of Students of the Bachel or Degree in the Conditions of Implementation of Federal State Educational Standards of the Higher Education]. International Journal of Experimental Education. 2016; 1-0: 90–93 (In Russ.).
  17. Shchepetova S.E., Satdykov A.I. Primenenie igrovykh tekhnologii v prepodavanii" sistemnykh" distsiplin [Application of Game-based Simulation in “System Analysis” Courses]. Higher Education in Russia. 2018; 4: 127–134 (In Russ.).
  18. Turabaeva L.K., Madalieva A.B., Tleubaeva S.L. Obuchenie posredstvom formirovaniya tvorcheskikh interesov [Educating by Means of Forming of Creative Interests]. International Journal of Experimental Education. 2016; 6-2: 219-222 (In Russ.).
  19. Isaeva I.E., Abrosimov A.G. Interes – instrument obucheniya ili element psikhologicheskogo mira cheloveka? [Is Interest a Learning Tool or an Element of the Psychological World of a Person?]. Metodologiya sovremennoi obrazovatel’noi deyatel’nosti. Nizhnij Novgorod: NIC “Otkrytoe znanie”; 2018: 59–72 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».