Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление
Главный редактор: Владимир Геннадьевич Иванов, доктор. полит. наук, профессор
ISSN: 2312-8313 (Print) ISSN: 2411-1228 (Online)
Издается с 2014 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально)
Открытый доступ: Open Access
. Плата за публикацию: не взимается
Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77 - 61271 от 03 апреля 2015 года.
История журнала
Индексация: РИНЦ, ВАК, DOAJ, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, Cyberleninka, Dimensions, East View, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs
Официальный сайт: https://journals.rudn.ru/public-administration
Научный журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление» — специализированное научное издание, учрежденное в конце 2013 г.
Цель издания: содействие развитию науки о государственном управлении и местном самоуправлении, ее популяризации в Российской Федерации, а также создание площадки для обсуждения междисциплинарной и практико-ориентированной проблематики государственного и муниципального управления.
На страницах журнала авторам статей, ученым и практикам представляется возможность обсуждения основных идей и проблем государственного и муниципального управления, публикации научных результатов анализа актуальных вопросов государственного управления в России, теоретического осмысления тенденций и перспектив развития местного самоуправления, обобщения зарубежной практики и опыта публичного администрирования и менеджмента, освещения современных тенденций развития высшего профессионального образования в области государственного и муниципального управления и т.д.
Основные рубрики журнала: «Государственное управление: теория и практика», «Зарубежный опыт управления», «Становление и развитие местного самоуправления в России», «Культура управленческой деятельности», «Антология государственного управления» и др.
Читательская аудитория журнала: ученые и исследователи, практики в сфере государственного и муниципального управления, а также широкий круг читателей, интересующийся проблемами государственного и муниципального управления в Российской Федерации и других странах.
В редакционную коллегию журнала входят ведущие ученые и эксперты международного и национального уровня в сфере государственного и муниципального управления.
Текущий выпуск
Том 12, № 3 (2025): УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
- Год: 2025
- Статей: 10
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-8313/issue/view/23739
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2025-12-3
Весь выпуск
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
319-327
Факторы формирования прокреативной установки в условиях демографического перехода
Аннотация
Предпринята попытка определения приоритетности факторов, влияющих на рождаемость. Обосновано первостепенное значение этапа демографического перехода как объективного фактора, на который не может повлиять женщина при формировании прокреативной установки. Этим фактором является современный этап демографического перехода. Кроме объективного фактора, показано влияние на формирование прокреативной установки факторов субъективного характера, к которым относятся возраст, брачность, интересы и ценности женщины. Обосновано, что субъективные факторы могут оказать корректирующее значение на прокреативную установку женщины в условиях конкретного этапа демографического перехода. Подробно рассмотрены процесс сдвига рождаемости в старшую возрастную группу молодежи и влияние стабильности брака на рождаемость. Отмечено значение демографического перехода не только как объективной предпосылки формирования прокреативной установки, но также как предпосылки формирования человеческого ресурса в сфере трудовой активности. Показано определяющее влияние этапа демографического перехода на современное состояние института семьи, специфику материальных и духовных потребностей современного человека. Таким образом, подчеркнуто, что демографический переход как современная особенность соотношения потоков смертности и рождаемости имеет глобальное значение, оказывающие влияние на формирование всей системы жизнедеятельности современного общества.
328-340
Культура бережливого отношения мужчин к своему здоровью в контексте управления демографическими процессами
Аннотация
Опираясь на статистический материал и социологические исследования, авторы демонстрируют кризисный характер демографических процессов в России в целом и акцентируют внимание на мужчинах как группе риска преждевременной смертности в частности. Анализ демографических показателей подтвердил, что устойчивое превышение смертности над рождаемостью в немалой степени обусловлено сверхсмертностью мужского населения трудоспособного возраста. Отмечено, что несмотря на неодинаковую биологическую резистентность организма мужчины и женщины, причины повышенной смертности мужчин во многом заключаются не только в этом различии, но и в недостаточно сформированной у них культуре бережливого отношения к своему здоровью. На материалах авторского социологического исследования, проведенного среди 6280 респондентов мужского пола, отобранных по репрезентативной выборке, показаны негативные для здоровья практики, присутствующие в жизни российских мужчин, выделены устойчивые паттерны поведения мужчин, негативно влияющие на состояние здоровья. Проанализированы социокультурные детерминанты, создающие существенные барьеры для своевременного обращения за медицинской помощью. Сделаны выводы о том, что российские мужчины уделяют недостаточное внимание двигательной активности, склонны к нездоровому питанию, неохотно проходят медицинские осмотры, нередко нарушают режим лечения, занимают пассивную позицию в вопросах сохранения здоровья. Выделены три доминирующие поведенческие модели отношения мужчин к вопросам здоровья: ориентация на государственную систему здравоохранения, акцент на экологические факторы и психологическую устойчивость, а также фокус на личную ответственность. Полученные данные свидетельствуют о преобладании пассивной установки, при которой ответственность за здоровье делегируется медицинским учреждениям, что существенно снижает эффективность профилактических мероприятий. Обоснована необходимость применения к мужчинам здоровьеформирующих и здоровьеукрепляющих технологий управления демографическими процессами. Особое значение придается разработке специализированных коммуникационных стратегий, способствующих преодолению вредных стереотипов и формированию у мужчин устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.
341-349
Естественное воспроизводство населения и влияние духовно-нравственного воспитания и традиционных ценностей: междисциплинарный анализ
Аннотация
Выполнен комплексный анализ роли духовно-нравственного воспитания в процессе формирования репродуктивных установок личности и его влияния на современные демографические процессы. В условиях аксиологического кризиса, характеризующего многие современные общества, и сопутствующей ему трансформации традиционных социокультурных моделей, исследование факторов, влияющих на репродуктивное поведение, приобретает особую актуальность. Рассмотрены механизмы взаимосвязи и взаимовлияния ценностных ориентиров индивида, исторически сложившихся семейных традиций и паттернов репродуктивного поведения. Проведен анализ актуальных вызовов, обусловленных эрозией духовных основ и нравственных императивов, которые оказывают непосредственное воздействие на институт семьи и репродуктивные стратегии населения. Предпринята попытка осмысления роли духовно-нравственного воспитания и традиционных ценностей в контексте обеспечения устойчивого естественного воспроизводства населения. Данный феномен рассмотрен через призму его влияния на формирование и трансляцию социальных норм, регулирующих брачно-семейные отношения, а также на становление индивидуальных репродуктивных установок и, как следствие, на конкретные проявления демографического поведения. Исследовано, каким образом усвоение морально-э тических принципов и приверженность культурно-историческому наследию способствуют формированию ответственного отношения к созданию семьи, рождению и воспитанию детей, противодействуя тенденциям депопуляции и старения населения. Проанализирован потенциал образовательных и культурных институтов в укреплении духовно-нравственных основ общества как фактора демографической безопасности и устойчивого развития. В качестве конкретных мер рассмотрены разработка и внедрение в образовательные программы модулей, направленных на формирование ценности семьи и ответственного родительства; поддержка государственных и общественных инициатив по популяризации традиционных семейных устоев через средства массовой информации и культурные проекты; а также создание системы психолого-педагогического сопровождения молодых семей, ориентированной на укрепление их духовно-нравственного фундамента. Обоснована необходимость интеграции усилий государства, общественных организаций и семьи в целях возрождения и поддержания ценностной парадигмы, способствующей позитивной демографической динамике, путем реализации вышеуказанных практических шагов.
350-358
Особенности демографической политики - региональный аспект: опыт Республики Татарстан
Аннотация
Проанализированы разработанные в рамках социологической науки и демографии теоретические подходы к пониманию сущности репродуктивного поведения, влияющих на его формирование факторов, роли и структуры демографической политики. Рассмотрены специфика демографической политики, эволюция российского опыта управления демографическими процессами, приведены статистические данные. Обращено внимание на расширение спектра социально-психологической и социально-культурной мотивации репродуктивного поведения. Государственная демографическая политика рассмотрена как ответ на вызовы общественного развития страны, показана ключевая роль ряда документов. Подчеркнуто решающее значение национальных проектов «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Культура» в решении кризиса рождаемости в стране в пользу ее повышения. Большинство мер по поддержке семей с детьми и стимулированию рождаемости предусматривались в национальном проекте «Демография». Уделено внимание началу реализации нового национального проекта «Семья», продолжающего лучший опыт проекта «Демография», а также предусматривающего всестороннюю поддержку семей с детьми, сокращение уровня бедности, формирование положительного образа многодетности. Систематизированы меры демографической политики федерального и регионального уровня, выявлена их специфика в Республике Татарстан в условиях изменения моделей репродуктивного поведения. Представлены региональные меры поддержки семей с детьми и многодетных семей в соотнесении с динамикой демографических показателей республики в период с начала XXI в. по 2020-е гг., выделены эффективные меры. Указано на наличие специальных мер, направленных на повышение рождаемости в сельской местности. Отмечено более благополучное, в период реализации мер, демографическое состояние Республики Татарстан в сравнении с регионами Приволжского федерального округа и России в целом по показателям рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни, так в 2022 г. федеральный общий коэффициент рождаемости составлял 8,9 ‰, а республиканский - 9,2 ‰.
359-365
Совершенствование процедур государственного политического управления в сфере демографии и миграции с помощью мультиагентного Deep Reinforcement Learning на примере алгоритма MADDPG
Аннотация
Определены основные социальные, политические и экономические риски, связанные с «перепроизводством» элиты, сокращением среднего класса с учетом неконтролируемой миграции. Для нивелирования рисков предложен общий теоретический подход оптимизации «гиперпараметров» процедур государственного управления, «апгрейда» модели принятия управленческих решений с помощью гибридных систем, основанных на машинном обучении. Проведен эксперимент для 7 регионов с изначально рандомными признаками (число регионов может быть любым). В ходе эксперимента с алгоритмом MADDPG показана возможность реализации сбалансированной миграционной, социально-экономической и ресурсной политики для произвольного числа регионов в условиях нестабильности, хаотических, шумовых процессов и межрегиональной миграции на неограниченный период времени при сохранении основных параметров среды. Обученные ИИ-алгоритмы в совместной деятельности показали рост численности населения, экономический рост и развитие территорий, рациональное использовании имеющихся ресурсов (без их исчерпания), сбалансированную межрегиональную миграцию. Дальнейшее направление исследования предполагает подключение фактора внешней миграции и детализацию факторов межрегиональной миграции, экономического роста и потребления ресурсов в разрезе социальной структуры общества. Перспектива применения - гибридные человеко-машинные системы управления и поддержки принятия решений для сферы государственного управления.
366-374
Влияние государственной политики агломерирования на долгосрочные тенденции изменения численности населения России
Аннотация
Проанализировано влияние государственной политики агломерирования на демографические тенденции в России с особым акцентом на взаимосвязь урбанизации и уровня рождаемости. Исследование базируется на данных о численности населения и различиях демографических показателей между городскими и сельскими территориями, а также включает прогноз возможных изменений демографической ситуации до 2100 г. методами сценарного моделирования. Цель исследования - определить ключевые последствия агломерационного подхода для долгосрочного демографического развития в соответствии с новой «Стратегией пространственного развития РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года», а также дать оценку возможных подходов к корректировке государственной политики в условиях депопуляции. В качестве материалов использованы оценочные данные Росстата по численности населения и компонентам его изменения, включая суммарный коэффициент рождаемости для городского и сельского населения. Применены методы прогнозирования компонентов демографической динамики, в частности SARIMA (реализован на языке Python) для прогнозирования рождаемости. Сценарный прогноз численности населения выполнен методом «передвижки возрастов» с помощью программного комплекса Spectrum (модуль DemProj). Рассмотрены три основных сценария: продолжение текущей тенденции урбанизации, сохранение статичной доли городского и сельского населения и сценарий дезурбанизации как возможная альтернатива. Результаты показывают, что при современных низких показателях рождаемости и отсутствии миграционного прироста во всех трех сценариях продолжится сокращение численности населения России. Особенно остро проявляется проблема снижения рождаемости в городах, усугубляемая процессом укрупнения агломераций. Сделан вывод: проводимая политика урбанизации в сочетании с низкой рождаемостью усиливает депопуляцию страны, а политика дезурбанизации не способна радикально изменить демографическую ситуацию.
375-385
Гендерное равенство в Иордании: количественный анализ общественного мнения
Аннотация
Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек является пятой Целью устойчивого развития Организации Объединенных Наций на 2030 г. (ЦУР 5). Согласно данным UN Women, индекс гендерного неравенства в Иордании составляет 47,1 %[*], что указывает на то, что страна пока еще не достигла даже половины пути к полному гендерному равенству. Несмотря на внутренние и международные усилия по продвижению гендерного равенства в Иордании и увеличению роли женщин, согласно данным Департамента общей статистики разрывы между полами остаются во всех сферах и на всех уровнях. Эти показатели могут свидетельствовать о том, что граждане Иордании испытывают определенные сомнения или сопротивление идеям гендерного равенства. Цель данного количественного исследования заключается в следующем: изучить отношение граждан Иордании к вопросам гендерного равенства в стране; выявить роль таких факторов, как религия, образование и пол, в формировании этих установок. Предполагается, что такие факторы, как пол, религиозность и уровень образования, влияют на восприятие жителями Иордании проблемы гендерного равенства. В исследовании использованы данные Arab Barometer за 2021-2022 гг., в т.ч. общественные опросы по различным темам, включая нормы и гендерные ориентации. Исследование показало, что мужчины в Иордании менее склонны поддерживать принципы гендерного равенства по сравнению с женщинами, а также что уровень образования положительно коррелирует с более высоким уровнем принятия гендерного равенства. В то же время результаты исследования показали, что религиозность не оказывает значительного влияния на отношение населения к гендерному равенству. На основании полученных данных выработана рекомендация сосредоточить усилия по продвижению гендерного равенства в Иордании на повышении уровня образования и информированности населения.
[*] Country Snapshot. UN Women Data Hub. URL: https://data.unwomen.org/arab-states/country/jordan (accessed: 16.03.2025).
386-403
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Искусственный интеллект в системе государственного управления России и стран Европейского союза: сравнительно-правовой анализ. Часть I
Аннотация
Рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта (ИИ) в сфере государственного управления в Российской Федерации и Европейском союзе. При этом акцент смещен в область правового регламентирования данного процесса. Представлен аналитический разбор ключевых нормативно-правовых актов, которые содержат основные положения использования рассматриваемого вида сквозных цифровых технологий в сфере публичного администрирования. Отмечено, что формирование нормативно-правовой базы России и стран ЕС началось примерно в одно и то же время и независимо друг от друга. При этом нормотворческий процесс в обеих правовых системах имеет как общие черты, так и существенные различия. Выявлена слабая изученность обозначенной темы как в России, так и за рубежом, несмотря на схожесть тех вызовов, которые несут с собой цифровые трансформации для национальной безопасности. Автором предложен собственный взгляд на методы исследования обозначенной проблемы. В исследовании констатируется, что наличие различий в сфере правового регламентирования применения сквозных цифровых технологий, в т.ч. ИИ, вызвано, прежде всего разницей в трактовании их сущности органами публичной власти, а также сложившимися нормотворческими традициями. Отмечена оформившаяся в странах Европы традиция уделять первостепенное внимание защите негативных свобод граждан, наложившая свой отпечаток на специфику законодательства Европейского союза. Подчеркнуто, что российский подход к нормотворчеству отличает большее внимание к проблемам безопасности государства. Предложено учитывать мировой опыт в законотворческом процессе, несмотря на расхождение в национальных акцентах в формирующемся глобальном цифровом праве. Особенностью проведенного исследования можно обозначить тот факт, что дан подробный анализ положений основных документов, которые регламентируют использование искусственного интеллекта в обеих правовых системах. При этом констатируется отсутствие в каждой юрисдикции ключевого нормативно-правового акта, регулирующего применение искусственного интеллекта в сфере государственного управления.
404-416
Либерализм и фашизм в оценках политологов: проблема генезиса неофашизма
Аннотация
Проанализированы концепции современных политологов и экономистов о феномене генезиса современного неофашизма. Один из аспектов - проблема либерального транзита. Современный глобализм и либерализм порождают новые формы неофашизма, выступающие в качестве этапа развития либерализма. Неофашизм и либерализм органически обусловлены и семантически близки в идее антропологического (расового) и, следовательно, странового неравенства. Прослежены два контура становления и осуществления неофашизма на современном западе. Внутренний - это кризисные процессы либеральной демократии, которая все более трансформируется в неприкрытое манипулирование обществом. Внешний аспект неофашистских тенденций проявляется в практике неоколониализма, навязывании воли западных стран незападному миру. Рассмотрены исторические предпосылки фашизма, сложившиеся в 1930-е гг. в США. Обозначены ключевые факторы генезиса неофашизма: прогрессирующий рост социального неравенства, деградация институтов политической демократии.
417-425





