№ 1 (2023)

Обложка

Весь выпуск

СТАТЬИ

ЦИФРОВАЯ БИОЭТИКА КАК ЭТИКА ЦИФРОВОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Брызгалина Е.В.

Аннотация

Распространение биоэтического дискурса в цифровое пространство и формирование этических проблем цифрового здравоохранения вызвали формирование концепта «цифровая биоэтика». В статье анализируется цифровая биоэтика, понимаемая как этика цифрового здравоохранения, отличающаяся от понимания цифровой биоэтики как использования цифровых методов сбора и анализа данных для описания цифрового ландшафта биоэтического дискурса и действия биоэтических принципов. Задачей цифровой биоэтики, понимаемой как этика цифрового здравоохранения, является анализ взаимозависимости технологий цифрового здравоохранения и социальных практик. Ее предмет выходит за пределы биоэтического дискурса по поводу создания и применения цифровых технологий для медицинских целей и включает изучение влияния цифровых систем на распространение таких ценностей, как общественное благополучие, социальная справедливость, солидарность, а также на связь ценностей с инфраструктурой и интересами акторов здравоохранения. Цифровая биоэтика как этика цифрового здравоохранения не разрабатывает отдельных методов анализа, в отличие от цифровой биоэтики, понимаемой как использование цифровых методов исследования социальных репрезентаций биоэтического дискурса в открытом цифровом пространстве.Перспективы развития цифровой биоэтики связаны с развитием эмпирической и нормативистской традиций биоэтического дискурса, проходящего в аналоговом и цифровом форматах. Особенности функционирования биоэтических институций в цифровом пространстве также должны быть дополнительно описаны. Отдельной задачей становится комплексное междисциплинарное обсуждение этических проблем различных проявлений цифрового мира (биоэтика, этика искусственного интеллекта, алгорэтика).
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):9-29
pages 9-29 views

КУЛЬТУРА КАК ТЕКСТ И ПРОЕКТ В ПОСТСОВЕТСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)

Гиздатов Г.Г., Буренина-Петрова О.Д., Сопиева Б.А.

Аннотация

Представлен анализ семиотических аспектов значимых текстов и визуальных образцов в дискурсивной арт-практике постсоветского Казахстана. Литературоцентричность как универсальное свойство всей постсоветской визуальной культуры раскрывается на не изученном ранее материале, имеющем интермедиальную и интертекстуальную специфику. Анализ арт-дискурса осуществляется как на тематическом, так и на риторическом уровне с использованием верифицируемых для данных уровней научных методов (контент-анализ, метод критического дискурс-анализа, метод деконструкции). В результате арт-объекты постсоветского Казахстана с включенными в них текстами или их заменяющие проанализированы в локальном историко-политическом контексте. Выявлены три проекта: евразийский, пантюркский и либеральный, которые в качестве заданных интертекстов определили социальные и культурные границы и оценки казахстанских художников. Проекты имели свои исторические основы, они по-прежнему определяют реальную политику, а сами арт-идеи, возникшие в рамках этих проектов, находят медиальное отражение. В работе впервые в научной литературе доказывается, что медиальные эксперименты в практике казахстанского актуального искусства (тексты и перфомансы Сергея Маслова, Зияхана Шайгельдинова (Шай-Зии), Ербола Мельдибекова) задокументировали процесс происходящего, отразили травматичность самой реальности. Они в первый и единственный раз в общественном пространстве страны средствами арт-практики критиковали квазиреальный мир казахстанского общественного и культурного пространства. В самом казахстанском актуальном искусстве всегда было много текста и подтекста, который нередко непосредственно включался в арт-объекты и / или же их создавал. В статье прослеживается, что это были такие текстовые образчики, которые рождали свой смысл вместе с визуальной идеей в заданной точке времени, что можно назвать созданием дискурса. В работе также выявлено, что представители актуального казахстанского искусства использовали эстетику абсурда как механизм преобразования постсоветской обыденности в иную и новую реальность аналогично тому, как это происходило в литературе абсурда ХХ столетия. При этом визуальные образчики в казахстанской практике конца ХХ и начала ХХI века стали реальными культурными агрегаторами, они заменили письменный текст и повлияли на его функционирование в культуре при переходе от слова к взгляду. В работе выявлено практически не изученное до сих пор использование эстетики телевизионной интермедиальности в казахстанском contemporary art. Арт-проекты и манифесты казахстанских художников 90-х годов ХХ века и 2000-х годов представлены как уникальные общественно-политические дискурсивные тексты, спрогнозировавшие конкретные социально-политические реалии постсоветской страны.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):30-47
pages 30-47 views

ЧЕЛОВЕК КАК ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ: СЕМИОТИКА И ЭСТЕТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБРАЗА

Дорофеев Д.Ю.

Аннотация

В современной социогуманитарной науке и повседневной реальности проблема визуальной семиотики является одной из ключевых, учитывая процесс тотальной визуализации современного мира, что требует серьезной критической рефлексии этого феномена. Автор раскрывает данную проблему в фундаментальном контексте философской и визуальной антропологии, представив оригинальный проект семиотики и эстетики человеческого образа, для чего использует и переосмысляет основные подходы современной философии в этой области. Статья посвящена развитию основных проблем семиотики в пространстве целостного эстетического образа человека, представленного как визуальное сообщение. Автор стремится раскрыть и обосновать суверенное, самостоятельное и центральное значение визуального образа человека в современных семиотических, визуально-антропологических, философско-антропологических и эстетических исследованиях, отличия его от визуального изображения. Исследованы механизмы и уровни восприятия и понимания человека, представленного как определенное визуальное сообщение, в повседневной жизни. Критически используя и развивая подходы Ролана Барта в отношении анализа текста и изображения, подробно анализируются уровни визуального сообщения, встречающиеся в современном мире. Отдельное внимание обращается на значение современных цифровых технологий в процессе визуализации повседневного существования человека и его образа. Так, подробно представлены семиотический и визуально-антропологический анализ современной визуальной рекламы и медиа, характер использования в них изображения человека и специфика моделирования его определенного значения. Рассмотрение же образа человека осуществляется в более фундаментальном визуально-антропологическом и философско-антропологическом ключе, представляя его Я в качестве спонтанной, осуществляющейся в основном на дорефлексивном уровне манифестации человеческого бытия в феноменальной эстетической форме. Используется выделение Роланом Бартом трех уровней значений – языкового; имеющего код иконического, или денотативного; не имеющего кода иконического, или коннотативного – для исследования целостного визуального образа человека, на формирование которого так или иначе влияют все его составляющие (личное имя, особенности речи, стиль одежды и т.д.). Особенно подробно автор останавливается на значении языка как манифестации, способа формирования и восприятия визуального человеческого образа, соотношений в нем денотативного и коннотативного уровней, выявляя специфические особенности визуальной автопрезентации, коммуникации и интерсубъективности в современном мире.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):48-77
pages 48-77 views

НАРРАТИВНАЯ АЛГОЛОГИЯ

Жюслен Ш., Майленова Ф.Г.

Аннотация

Подход к лечению боли, о котором говорится в статье, называется «нарративная алгология» (narrative – повествование, algology – направление в медицине, изучающее управление болью). Сочетание медицинской помощи, техник психотерапии и гипноза дополняется также работой с уникальной личной историей пациента. Философское осмысление практического опыта авторов статьи показывает, насколько действенным может оказаться внимательное слушание человека, который страдает не только непосредственно от самой боли, но и от ее социальных последствий. Образ человека, захваченного болью, – это не просто тот, у кого нарушены те или иные телесные функции, это еще и тот, кто чувствует себя обособленным от своего привычного окружения, а если боль длится долго и начинает разрушать социальные связи, человек и вовсе становится (или чувствует себя) изгоем. Маргинализации страдающего от боли человека способствуют также все более усиливающаяся технологизация медицины и медикализация общества в целом. Тотальной объективации человека и его тела мы можем противопоставить гуманистические техники повествования, благодаря которым человек страдающий получает шанс быть услышанным и понятым. Именно нарративный подход предлагает путь возможного исцеления с помощью принятия, возвращения человеку самоуважения и социальной реинтеграции. Однако сложность нарративного подхода при всей его кажущейся простоте состоит в том, что боль не только трудно выразить и объяснить другому, она плохо поддается описанию и для самого страдающего от боли человека. Обычно мы стараемся описывать боль, визуализируя телесные ощущения через образы и метафоры, пытаясь ее как-то «ухватить» и рассказать о ней, либо, когда она невыносима, мы уже вынуждены выражать ее через крики, стоны – звуки, напоминающие о нашей животной природе. Такой языковой регресс, присущий тяжелобольным пациентам, вынуждает терапевтов придумывать способы, как их понимать, минуя выученный человеческий язык, они стремятся расшифровать язык телесного и душевного страдания, переводя его на более понятный язык симптомов, которые можно измерить с помощью приборов, и в процессе этого «перевода» зачастую выхолащиваются и утрачиваются глубинная суть и экзистенциальный смысл боли. Таким образом, безусловная субъективная реальность боли оказывается трудноуловимой для языка и анализа. Между тем без этого описания и анализа сложно понять боль и лечить ее. Как же тогда мы можем оценивать, понимать и лечить человека, испытывающего боль? Обращаясь непосредственно к нему и к тому, что он выражает, обращая внимание не только на произносимые им слова, но и на все феномены человеческого самовыражения, которые переживаются взаимно, когда люди встречаются и рассказывают друг другу о себе, о других, о своих общих заботах. Когда одно Я делится своей болью и ждет помощи от другого Я – это подлинная антропологическая ситуация, в которой раскрывается наша человечность и проявляется общность между людьми, а рассказывание другим о своем опыте позволяет человеку искать и находить смысл того, что он переживает. Потому повествование о боли – это прорыв через непонимание от одного отдельного бытия к другому. Таким образом, работа с болью представляет собой встречу двух субъектов через повествование и заботу о другом, чтобы человек, страдающий от боли, мог утешиться, исцелиться и вновь найти свое место в жизни.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):78-90
pages 78-90 views

ГЛАГОЛЫ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ

Рожкова Т.В.

Аннотация

Оценивая мир в процессе познания, человек определяет количественные характеристики не только объектов, но и процессов. Цель работы состоит в изучении способов языковой репрезентации категории количества, описания ее семантических особенностей, репрезентированных специальными глагольными единицами, функционирующими в медицинском дискурсе. Материалом исследования послужили английские глаголы, обозначающие специальные медицинские процессы и состояния. Методология исследования базируется на использовании дефиниционного, этимологического, интерпретативного и статистического методов. Комплексный анализ позволил выявить и описать способы вербализации категории количества в исследуемом материале на когнитивном, семантическом и лингвистическом уровнях. Основные результаты работы связаны с представлением категории количества в двух ее проявлениях: во-первых, как собственно количественной определенности, указывающей на количество повторений действия, количество этапов, на которые раскладывается действие, на количественные характеристики результата действия, а также как категории, репрезентирующей соотношение части и целого; во-вторых, как количественной определенности степени экспликации процесса, т.е. исследуется интенсивность протекания действия или его проявления. В работе категория количества рассматривается как набор самостоятельных или взаимосвязанных концептов, таких как точное и неопределенное количество, часть и целое, лишение, изменение количества, увеличение, уменьшение и уравнивание интенсивности, измерение количества. Концепты представлены группами глаголов, объединенными различными семантическими признаками. Словобразовательные средства, служащие вербализации категории количества, представлены небольшим количеством префиксов, которые, однако, обладают высокой продуктивностью. В работе также подчеркивается, что категория количества не изолирована и тесно взаимодействует с другими онтологическими категориями, такими как время, пространство, следствие. В заключение делается вывод о том, что категория количества находит свое отражение в глагольной лексике, обозначающей специальные медицинские процессы и состояния, служит отражением процесса познания и представления его результатов в такой отрасли науки, как медицина.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):91-112
pages 91-112 views

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ В МЕДИЦИНЕ

Сидорова Т.А.

Аннотация

Поставлены вопросы о том, как будут изменяться язык, симптомология, системы описаний патологий, отношения врача и пациента в связи с цифровой трансформацией медицины. Эффекты цифровизации анализируются с помощью герменевтического и семиотического подходов, «обозначающий» и «понимающий» методы используются для создания альтернативного взгляда взамен господствующим сегодня логике и языку информационных технологий. Цифровизация начинается с электронных медицинских карт, переводит наблюдение и контроль за состоянием пациента на персональные медицинские помощники, формирует базы данных, на основе которых создаются интеллектуальные нейросети и системы поддержки врачебных решений. Телемедицина меняет коммуникационные форматы и преобразует субъектность пациента и врача. Внедрение цифровых алгоритмов изменяет нарративы пациентов, прочтение знаков болезни. Общение врача и пациента стремится к тому, чтобы пациент описывал свое страдание через ответы на тестовые вопросы. Формализация языка врачебного описания и пациентского нарратива превращает «текст» болезни в медицинские данные. Возникает риск перевода медицины на язык, который в значительной степени будет создан IT-специалистами, а врач станет оператором интеллектуальных систем сбора и анализа медицинских данных. Цифровая трансформация медицины – это глубинные, качественные преобразования всей сферы заботы о здоровье человека как на индивидуальном, так и на социальном, институциональном уровнях. Цифровая трансформация происходит, когда люди начинают думать и действовать по другим кодам, медицина становится визуально иной.Семантическое цифровое переключение находит отражение в этосе медицины. Происходит инверсия субъектности вплоть до отказа от ответственности, которая передается цифровым системам. Семиозис медицины переориентируется от моральных целей к экономическим. Цифровизация порождает новые типы отношений врача и пациента, усиливает их автономию, но может и создавать условия для солидарных отношений заботы в медицине. Оценивая риски цифровизации в медицине, фиксируется точка дивергенции: могут произойти углубление редукционистского, опосредованного цифровыми технологиями, взгляда на симптоматику живого страдающего тела и дальнейшее дистанцирование между врачом и пациентом, или генетизированная и цифровая персонализация позволит учесть многослойную систему индивидуальных и культуроспецифичных обозначений, ввести их интерпретацию в мир научной медицины, переформатирует солидарные связи между субъектами медицины через ответственное распоряжение информацией.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):113-129
pages 113-129 views

ПЕРЕВОД КАК ИССЛЕДОВАНИЕ

ЧЕЛОВЕК СТРАДАЮЩИЙ (перевод Ф. Г. Майленовой)

Жюслен Ш.

Аннотация

Встретившись с болью, человек преображается: изменяется и ухудшается его способность воспринимать и слушать, а также возможность действовать. Эти изменения должны быть приняты во внимание, чтобы поддержать и смягчить страдания человека, охваченного болью.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):130-139
pages 130-139 views

ЭССЕ

ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Горбулева М.С.

Аннотация

Рассматриваются разнообразные значения цветовых понятий и анализируются языковые игры, связанные со зрительным восприятием цвета в вариативных параметрах жизненного пространства. Сделана попытка систематизировать символику и обозначить «асимметрию» в толковании зеленого цвета, сформировать заключение о предпосылках и следствиях данного феномена. Полученные выводы могут иметь значение для исследования проблем понимания символики цвета и связанных с ним особенностей восприятия в современной культуре.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2023;(1):140-162
pages 140-162 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».