ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики

Уважаемые коллеги!

Журнал «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики» организован как научное периодическое издание, предназначенное для обсуждения теоретических проблем современной визуальной семиотики, в сферу интереса которой входят вопросы изучения визуальных аспектов организации и функционирования культуры как коммуникативной среды.

Визуальная семиотика понимается и как сравнительно новая, динамично развивающаяся гуманитарная наука, и как мультидисциплинарное «поле», в котором встречаются и обмениваются методами и достижениями «традиционные», «классические» отрасли гуманитарного знания: философия, культурология, социология, политология, искусствознание, религиоведение, эстетика, этика, история, лингвистика, этнография и т.д.

Доминирующий ракурс исследования обозначенной тематики определяется предполагаемой акцентуацией коммуникативных аспектов визуальной семиотики, что позволит поставить в центр внимания связь визуальных феноменов и их систем с культурной и антропологической практикой. В таком (прагматическом) ракурсе всякая визуальная сема может и должна быть интерпретирована как праксема - знак, репрезентирующий и продуцирующий определенные прагматические установки, нормы и эффекты. Предметом визуальной семиотики, таким образом, выступает понимание как сфера культурно-антропологического праксиса, как пространство взаимо-понимания и взаимо-действия посредством оптически выраженных экзистенциально значимых смыслов.

Периодичность издания: 4 выпуска в год

В журнале публикуются научные статьи по следующим темам:

  • философия визуального образа (семантика, синтаксис, прагматика)
  • теория знака и знаковой коммуникации; визуальные (невербальные) языки
  • визуальная аксиология (аналитика визуального опыта фиксации и трансляции норм и ценностей в культуре; культурно-семиотический трансфер; визуальная среда как сфера нормативной дидактики; визуальная семиотика как коммуникативная аксиология)
  • визуальная антропология (философские, этнологические и социологические аспекты презентаций идентичности)
  • визуальные практики в культурах; визуальные аспекты репрезентации культурных реалий; визуальные искусства в жизни и истории культур
  • семиотическая диагностика социокультурных трансформаций; визуальные параметры культуры в связи с тенденциями гуманизации/дегуманизации социума
  • визуальная семиотика и гуманитарное знание; визуальные аспекты современных гуманитарных наук (история, социология, политология, археология)
  • визуальные аспекты государственной политики и регионального управления
  • семиотика фотографии
  • семиотика кино
  • семиотика архитектуры
  • семиотика и герменевтика жизненной среды; антропология пространства
  • визуальные аспекты функционирования медиа-среды
  • семиотика игры
  • визуальная семиотика и эстетика
  • визуальная семиотика и культурная география
  • визуальные аспекты педагогики
  • оптические аспекты и доминанты когнитивных практик
  • визуальное и виртуальное.

Данный список не является закрытым и может быть расширен за счет внимания к дополнительным предметным ареалам визуально-семиотических исследований.

Языки журнала - русский, английский и французский.

Для публикации в журнале принимаются материалы, написанные в следующих жанрах: научная статья; перевод научной статьи; эссе; интервью; научный доклад; рецензия; библиографический обзор; отчет о научном мероприятии.

Все присланные материалы проходят процедуру рецензирования.

Учредитель журнала - Томский государственный педагогический университет.

Издание включено в подписной каталог «Пресса России» . Индекс 90129

Текущий выпуск

№ 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

СТАТЬИ

Навигационные знаки как элемент учебника: педагогические эксперименты визуальной семиотики
Дерунова Е.Н., Темиргазина З.К., Капенова Ж.Ж., Горбулева М.С.
Аннотация
Представлены результаты серии педагогических экспериментов и обоснована их структура. Комплекс условных обозначений в конкретном школьном учебнике стал объектом исследования, а характер декодирования навигационных знаков – предметом исследования. Методами визуальной семиотики установлен состав знаков, обладающих дидактической эффективностью. Выявлены знаки, декодирование которых учениками либо было затруднено, либо не было осуществлено. В учебнике по русскому языку для 5-х классов (издательство «Мектеп») такими знаками учебных действий стали «Слушаем», «Говорим», «Учим теорию» и «Работа со словом». Продемонстрирована и верифицирована авторская коррекция этих навигационных знаков. В ходе экспериментов установлено, что школьники 5-х классов испытывают трудности с пониманием формулировок учебных действий «Учим теорию» и «Работа со словом», что было интерпретировано в качестве необходимости методической рефлексии, направленной на достижение взаимосвязи всех компонент учебника. Авторы исходят из констатации, что в современном школьном учебнике навигационные знаки служат необходимой его частью, поскольку она есть средство формирования видов визуальной грамотности школьников, но только частью учебника. Диагностика условных обозначений в конкретном учебнике способствовала выявлению потребности в модификации формулировок именований учебных действий. Данное обстоятельство демонстрирует потенциалы визуальной семиотики, которые позволяют по соответствующей диагностике визуализированной части учебника делать выводы о дидактической эффективности всего учебника. Установлено, что, во-первых, привлечение школьников, реализованное в ходе творческого эксперимента, к созданию и / или модификации навигационных знаков служит для обнаружения тех проблемных мест, которые требуют методической рефлексии. Во-вторых, это привлечение становится способом выяснения визуализированных представлений школьников, что служит и для определения направлений формирования видов визуальной грамотности, и для реагирования на изменение требований социума к результатам образования. Обобщение результатов исследования, сопоставление экспериментальных данных с теоретическими результатами визуальной семиотики, достигнутыми с последние годы, послужили выдвижению нового научно-практического направления – дидактической визуальной семиотики.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):9-37
pages 9-37 views
Репрезентация детства в школьной драматургии эпохи Реформации
Лурье З.А.
Аннотация
Рассматривается репрезентация детства в школьной драматургии эпохи Реформации. Автор исходит из представления, что данный тип источников может быть проанализирован не только в контексте семейного дискурса конфессиональной дидактики. Драматические тексты должны рассматриваться в контексте детской иконографии эпохи Реформации (поскольку драматические тексты подразумевали постановку, т.е. визуальный пласт), педагогической практики (поскольку на сцене играли школьники) и, наконец, как феномен детской литературы (в первую очередь именно эпизоды с участием детских персонажей). В центре анализа находится творчество евангелических литераторов, которые в своих произведениях придавали большое значение детским персонажам в контексте библейских сюжетов: это драмы Сикста Бирка, Пауля Ребхуна, Иоахима Грефа, Теодора де Беза, Георга Ролленхагена, Мельхиора Нейкирха и Германа Хаберера. В ходе анализа автор делает ряд наблюдений. Во-первых, показано, что для визуальной дидактики эпохи Реформации был характерен образ любящей семьи. Частый мотив – этапы взросления детей и роль родителей в воспитании и заботе о детях. Во-вторых, рассмотрев сценические образы детей в контексте школьной театральной практики, были сделаны выводы о том, какие учащиеся принимали участие в постановках. Выпускники второго этапа образования (латинских гимназий) исполняли роли главных персонажей, юношества и взрослых, то есть людей зрелых. Для второстепенных ролей были задействованы учащиеся младшего возраста, в том числе ученики и ученицы начальной школы. Они исполняли и роли детей, причём наблюдение устанавливает, что детские персонажи были представлены разными возрастами. Из этого сделан вывод, что целью педагогов эпохи Реформации было вовлечь в театральные практики максимальное число детей и дать учащимся посильные возрастные задачи. В-третьих, были рассмотрены эпизоды с участием детей в контексте детской наставительной литературы. Совпадая в общих посылах обращённого к детям наставления, авторы библейской драматургии были весьма ограничены исходным материалом, однако старались в своём назидании указать на последствия тех или иных поступков. Из всего корпуса проанализированных текстов выделяется эпизод о конфликте двух мальчиков из драмы «Авраам» Германа Хаберера. В этом произведении преодолён сухой дидактизм, характерный для назидательной литературы того времени, что делает возможным сопоставление текста Германа Хаберера с текстами детской литературы ХIХ–ХХ столетий. В целом проведённый анализ, основанный на сопоставлении текстовых и визуальных источников, позволяет увидеть многоаспектность детского дискурса в эпоху Реформации, наблюдать вхождение в качестве моральной нормы необходимости тёплого и заботливого отношения к детям, усмотреть становление педагогической мысли и возрастной педагогики и, наконец, оценить художественное качество произведений для детского чтения.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):38-69
pages 38-69 views
Семиотика буквы в современном искусстве: шрифтовой биохакинг Одеда Эзера
Марков А.В., Сосновская А.М.
Аннотация
Работу современного художника со шрифтами нельзя интерпретировать только исходя из традиций, к которым он обращается. Требуется изучение акторов, актуализирующих традиции. Шрифт, будучи дизайнерским элементом, в искусстве может приобрести смысл телесного кода, определяющего телесные реакции на социальную память. В статье рассмотрены проекты одного из ведущих мировых медиахудожников, работающих со шрифтами. Показано, что семиотика текстового знака может быть дополнена предпосылками и выводами акторно-сетевой теории Бруно Латура. Акторно-сетевая теория настаивает на неустойчивости систем и компенсаторной функции тела: тело не есть некоторое основание опыта или наблюдения, но один из факторов присутствия действия, благодаря чему и можно удержать систему в подвижном равновесии. Тело не столько познаёт, сколько участвует в системе отношения познающих и познаваемых вещей, объединённых в сеть. На примере Одеда Эзера рассмотрено имплантирование шрифта в культурную память, которое стало возможным благодаря развитию медиа в искусстве. Одед Эзер, хотя и обращается к традициям еврейской мистики буквы и достижениям современного медиаискусства, понимает букву как несколько раз авторизованный элемент, встроенный в сети восприятия, как повседневного, так и специализированного. Пластичность работ сближает повседневную оптику с оптиками специализированных практик, прежде всего медицинской, которые вовлекают различные вещи как равноправные внутрь сетевых взаимодействий для обеспечения устойчивого равновесия художественного производства. Тем самым акторно-сетевая теория оказывается продуктивной для интерпретации искусства, не сводящегося ни к сайнс-арт, ни к осмыслению прошлого. Работы Эзера нуждаются не столько в интерпретации, сколько в реконструкции с опорой на достижения акторно-сетевой теории и критического исследования самопрезентации. Тело оказывается наиболее пластичным актором сети, что позволяет отождествить взгляд и память, прикосновение и действие. Работы Эзера не просто перформативны, они сближают различные формы участия, и поэтому их эффект можно обозначить как шрифтовую метаперформативность, вбирающую в себя и природные объекты. Самораскрытие метода Эзер проводит в работе, посвящённой наследию Франца Кафки, отказываясь от интерпретации в пользу наделения метаморфоз Кафки новым смыслом биохакинга, в котором участвуют человеческие и нечеловеческие агенты. Герой Кафки оказывается не просто автором судьбы, но автором книг и создателем режима производства книг, то есть метод, связанный с акторно-сетевой теорией, разыгрывается в семиотической выразительности этого произведения.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):70-92
pages 70-92 views
Повышение образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра: преодоление семантико-прагматических нарушений речи
Мёдова Н.А., Дергачёва Е.В., Крюковская Н.В., Бэйлин Я., Ран Ц.
Аннотация
Упорядочены результаты семиотических измерений в исследованиях дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Цель проведённого упорядочения – нахождение эффективных мер для повышения образовательного потенциала у детей с РАС. Результатом упорядочения стало выяснение ключевой проблемы, а именно преодоления семантико-прагматических нарушений речи у детей, для которых речь не является средством общения, что порождает разнообразные коммуникативные дефициты (понимание намерений других людей, интерпретация вербальных и невербальных компонент общения и др.) и, в сущности, препятствует развитию образовательного потенциала у дошкольников. Своевременное выявление уровня семантико-прагматического развития речи определяется спецификой и неоднородностью диагностического инструментария. Следовательно, коррекция семантически-прагматических нарушений речи у детей с РАС является залогом развития их образовательного потенциала, что позволит осваивать коммуникативные навыки, а также овладевать способами регулирования своего поведения и эмоционального состояния. Результатами предпринятого упорядочения стали выявление основных установок в организации образовательной среды для детей с РАС и их конкретизация, представленная в виде таблиц. Сделаны выводы о необходимости: 1) расширения применения визуализаций в коррекционной практике; 2) гибкого применения методик, поскольку каждый ребенок с РАС уникален; 3) реализации инициатив педагогической биоэтики, релевантных уникальности таких детей.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):93-116
pages 93-116 views
«Культура отмены» и семейные ценности: перспектива интерпретации визуальных эффектов и методологии их анализа
Сыров В.Н.
Аннотация
В статье предпринят анализ потенциала и перспектив «культуры отмены» в оценке места и роли семейных ценностей в современном обществе и предложен вариант разработки методологии их исследования. Для решения этой задачи осуществлена общая характеристика результатов, достигнутых в исследовательской и публицистической литературе в обсуждении и осмыслении этой достаточно неоднозначной темы. Указывается, что в статье визуальность и наглядность будут трактоваться как синонимы. Предполагается, что базисной целью «культуры отмены» является восстановление нарушенной социальной справедливости, а именно в форме сексизма, гетеросексизма, гомофобии, расизма, буллинга и тех или иных форм домогательств, в отношении объектов, не способных по тем или иным причинам к сопротивлению, объектом – как правило, значимые персоны, их высказывания или действия либо те или иные социально-культурные продукты, а средством реализации – те или иные формы осуждения, применяемые, по словам сторонников «отмены», в силу неэффективности действия традиционных механизмов. На основании результатов анализа осуществлена оценка тех критических доводов, которые предъявляются «культуре отмены», как правило, в литературе более публицистического толка. Преобладание критического пафоса, распространившегося и на суждения отечественных авторов, подтолкнуло к более пристальному анализу текстов с позитивной оценкой и тех выводов, которые в них делаются. На основании их осмысления выработана теоретико-методологическая рамка, которая могла бы стать продуктивной в характеристике как самой «культуры отмены», так и объектов, к которым она применяется или может быть применена. В частности, предложена методология оценки их символического статуса и интерпретации. В итоге предпринята попытка применения полученных результатов к анализу «семейных ценностей» путём их тематизации в конкретных исторических и социальных условиях, что позволило выработать методологию их анализа, в частности в направлении определения и отбора индикаторов данных понятий для последующих эмпирических исследований.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):117-137
pages 117-137 views

ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ

Таксономия нематериального эксперимента
Вархотов Т.А., Волошин М.Ю.
Аннотация
Рассматриваются эпистемологические отношения между классическим лабораторным экспериментом, мысленным экспериментом и вычислительным экспериментом. В контексте новейшей истории философии и методологии науки от позитивизма до так называемого экспериментального поворота и современных дискуссий о нематериальных экспериментах обсуждаются эпистемологические сходства и отличия материального, мысленного и вычислительного экспериментов, а также методологическая специфика эксперимента как конкретно-научного метода и родового понятия для этой спорной, но де факто используемой таксономии. Общей чертой всех квазиэкспериментальных методов в научном познании является их семиотическая функция: они выступают средствами обеспечения предметности, придания смысла формальным структурам знания. Отмечается, что несмотря на кажущуюся противоречивость понятия «нематериальный эксперимент», и мысленные, и вычислительные эксперименты обладают значимыми общими чертами с лабораторным экспериментом, в особенности с учётом его современной трактовки как активной конструктивной процедуры. Все три типа «экспериментальных» методов характеризуются созданием искусственных условий, теоретической нагруженностью, активностью субъекта и производством новых данных, а также способностью, по выражению Я. Хакинга, «жить собственной жизнью», т.е. изменяться вместе с предметной областью, которую формируют. При этом мысленные и вычислительные эксперименты радикально отличаются от лабораторных тем, что не используют материальные компоненты исследуемых в них предметов, а между собой существенно отличаются типом используемой инфраструктуры: воображение для мысленных экспериментов и математические модели для вычислительных, – а также «прозрачностью» способа получения результатов: работа мысленного эксперимента представляется для субъекта ясной, а работа компьютерной симуляции ввиду высокой степени сложности применяемых вычислений оказывается непрозрачной, в особенности с учётом того, что современные вычислительные эксперименты способны, как и лабораторные эксперименты, давать различные результаты в разных итерациях. Материал статьи предназначен для лекционной части курсов «Философия и методология науки» и «Моделирование, прогнозирование и экспертиза в научной деятельности» (преподаются соответственно в 3–4 и 7–8 семестрах студентам бакалавриата философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова), а в полном объеме читается авторами в рамках курса «Экспериментальные практики в методологии общественных наук» (магистратура философского факультета).
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):138-167
pages 138-167 views

ЭССЕ

Фронтиспис «Левиафана» как визуальный источник интерпретации идей Томаса Гоббса о демонологии
Тетерин А.Ю.
Аннотация
Известный трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) не только представляет собой обширный политический труд, но и включает множество тематик, посвящённых природе человека, языку и теологии. Особого интереса заслуживает тема демонологии, которую Гоббс рассматривает в своем opus magnum. Важность рассмотрения идей демонологии обосновывается спецификой контекста Англии XVII века, где разворачивается диспут о роли дьявола и демонологии. При обсуждении темы демонологии следует отметить, что внимание заслуживает не только сам текст, но и фронтиспис, написанный Абрахамом Боссом для Гоббса. Основанием для обращения к фронтиспису являются два следующих утверждения: во-первых, для христианской традиции Левиафан относится к сфере демонического, во-вторых, данный образ имеет богатую историю и включает в себя разные смыслы. Таким образом, в статье рассматривается следующий вопрос: каков потенциал фронтисписа «Левиафана» как визуального источника в интерпретации идей Томаса Гоббса о демонологии?Во-первых, обращение к фронтиспису «Левиафана» позволяет нам увидеть, как визуальные составляющие этого образа согласуются с политическими идеями Гоббса. Например, меч и жезл в одних руках «большого человека» (μάκρος ἄνθρωπος’) передают идею о том, что суверен реализует светскую и духовную власть одновременно. Другим важным примером выступает наличие в теле Левиафана маленьких людей, которые знаменуют собой общественный договор каждого с каждым перед лицом смертного Бога. Специфика Левиафана подчёркивается ссылкой на ветхозаветную книгу Иова, в которой встречаются описания этого образа.Во-вторых, демонстрируется то, какие функции несёт в себе изображение в политической философии «Левиафана». Посредством анализа текста Гоббса мы выделяем по крайней мере три функции изображения: удержание образа в памяти; возможность почитания; страх подданных перед насильственной смертью от рук суверена за непослушание.В-третьих, несмотря на то, что фронтиспис не содержит явных демонологических образов, а критика демонологии Гоббсом заключается в его философии языка, риторике и толковании текстов Библии, изображение Левиафана выступает в статье в качестве визуального источника идей Гоббса о демонологии. Вновь обращаясь к телу Левиафана, состоящему из маленьких людей, отмечается ассоциативная связь множества с множественностью дьявола в средневековой демонологии. Множество, не имеющее ранее субъектности в естественном состоянии, превращается в народ, а волю последнего выражает суверен. В этом отношении наблюдается противопоставление единому как благу и множеству как злу. В конце концов отмечается, что сам взор подданных направлен на голову Левиафана. Подданные, смотря на мир «глазами» суверена (через его «оптику»), не допускают наличия демонологических образов, однако принимают образ суверена, наводящего на них страх.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):168-180
pages 168-180 views

РЕЦЕНЗИИ

Видеоигры в мультимодальной оптике (размышления над книгой Hawreliak J. «Multimodal Semiotics and Rhetoric in Videogames»)
Беляев Д.А.
Аннотация
Представлена свободная рецензия-размышление над книгой современного канадского медиасемиотика и исследователя видеоигр Дж. Хавреляка «Мультимодальная семиотика и риторика в видеоиграх». Видеоигры, создавая и транслируя смыслы через сложные семиотические ансамбли, являются одним из самых мультимодальных медиа. Однако принципы применения мультимодальной методологии при анализе видеоигр разработаны сравнительно слабо, диссонируя с их мультимодальной сущностью. Монография Хавреляка вносит важный вклад в конвергенцию дискурсов game studies и multimodal studies, разрабатывая новый методологический инструментарий для адекватной экспликации семиотических режимов видеоигр. Основная цель статьи заключается в раскрытии концептуальных идей и исследовательских интуиций, содержащихся в книге Хавреляка, и – через их призму – актуализации значимости мультимодального подхода при рассмотрении видеоигр. Содержательно задачи статьи объединяются в два основных кластера: первый направлен на целостное изложение основных этапов работы Хавреляка и раскрытие хода его мысли; второй связан с контекстуальным расширением и критической интерпретацией наиболее значимых тем и сюжетов, рассматриваемых Хавреляком. В статье выделяется дискурсивная рамка основных научных работ, исследующих мультимодальность видеоигр. На основе структурного деления книги Хавреляка выделяются и проблемно ориентированно описываются центральные тематические сюжеты каждой смысловой части. Обращается внимание на релевантную базу эмпирических подтверждений при дескрипции модусов видеоигр. Подчёркивается важность «переоткрытия» идей классика современной медиасемиотики Д. Мюррей по вопросу определения роли процедурности в семиосфере перспективных медиатекстов. Во второй части монографии особую эвристическую ценность для multimodal studies имеет включение фактора пользовательского опыта в структуру мультимодального консонанса видеоигр, становящегося элементом «эмпирической риторики». Также акцентируется внимание на двух модусах интерпретации феномена «реализма» в видеоигровых виртуальных пространствах – сенсорном и процедурном, которые формируют две семиотические стратегии убеждения в контуре игровой реальности. Эксплицируется авторская новизна понятия «модальная ирония», которое переосмысливает семантико-семиотический статус лудонарративного диссонанса, создавая для него позитивную оптику интерпретации. В заключительной части книги раскрывается значение «семиотической нестабильности» видеоигр и принципов мультимодальности при перспективной реализации на новых технологических платформах. Полученные результаты призваны внести вклад в создание новых исследовательский топик и расширение предметного фокуса аналитики видеоигр.
ПРАКСЕМА. Проблемы визуальной семиотики. 2025;(1):181-199
pages 181-199 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».