SYMBOLS OF HUMAN DIGNITY AND IDENTITY PROTECTION: RUSSIAN PHILOSOPHY AND THEOLOGY FACING THE CHALLENGE OF THE BIOTECHNOLOGY REVOLUTION IN MEDICINE

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the development of bioethics in Russia. Bioethics is viewed as a form of expert knowledge designed to protect human dignity and identity in the field of health care and biomedicine. The authors show that the emergence of bioethics was connected with the transformation of the Soviet healthcare system, which was replaced by a system based on the principles of market relations. The authors note that the situation in Russia is typologically similar to the situation in the United States, which emerged on the wave of neo-liberal economic reforms that led to the rapid development of biomedicine science and biotechnology. Like in the U.S., in Russia, the development of bioethics also took place in response to the biotechnology revolution in medicine, but its advance was interrupted by the dramatic collapse of the Soviet state. The emergence of the public-private healthcare system and the rapid expansion of biomedical technologies required an intellectual and moral response from a diverse group of experts analyzing problems associated with it. The two most active groups of the expert community could articulate this answer – philosophers associated with the system of academic institutions and theologians participating in the development of the official position of the Russian Orthodox Church. The article offers a general picture of the development of bioethics in Russia, taking into consideration the specific contributions of these two groups. The focus is on two historical stages in the development of bioethics: its emergence, associated with the transformation of the healthcare system, and the contemporary state, characterized by the rapid spread of biomedical technologies. The authors conclude that philosophers see their mission as to sound the alarm about the “pace” of the spread of biotechnology and the speed of change in human nature that they believe is possible. Theologians, on the other hand, see their mission as to signal the dangerous “temptations” of progress that invite humans to take the place of God and become creators of their own nature by replacing themselves with something completely different.

About the authors

Dmitry Victorovich Mikhel

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Institute of World History of Russian Academy of Science; Institute of Social Science and Humanities Information of Russian Academy of Science

Email: dmitrymikhel@mail.ru
Vernadskogo Ave.,84, Moscow, 119571, Russia;Leninsky Ave., 32а,Moscow, 119334, Russia;Krzhizhanovskogo str., 5, bld.2, Moscow, 117219

Oleg Nikolaevich Reznik

Pavlov University

Email: onreznik@gmail.com
Ul. L'va Tolstogo, d. 6/8, St. Petersburg, 197022, Russia.

References

  1. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) 2017 – Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Медикализация греха и искусственное оплодотворение // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 383–389.
  2. Архимандрит Филипп (Филиппов) 2017 – Архимандрит Филипп (Филиппов). Пренатальная диагностика в контексте пастырского опыта // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 363–367.
  3. Белкина, Корсаков 2008 – Белкина Г. Л., Корсаков С. Н. И. Т. Фролов и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. М.: ИФ РАН, 2008. Вып. 2. С. 18–54.
  4. Белкина, Корсаков, Фролова 2021 – Белкина Г. Л., Корсаков С. Н., Фролова М. И. Путь к Институту человека // Человек. 2021. № 4. С. 53–74.
  5. Белялетдинов 2021 – Белялетдинов Р. Р. Биокультурная теория и проблема редактирования человека // Человек. 2021. Т. 32, № 6. С. 29–41.
  6. Брызгалина и др. 2022 – Брызгалина Е. В., Вархотов Т. А., Зайцев Д. В., Козырев А. П., Кротов А. А. Требуются эксперты XXI века! // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 6–18.
  7. Введение в биоэтику 1998 – Введение в биоэтику: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 384 с.
  8. Горбулёва и др. 2020 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 122–128.
  9. Гребенщикова 2020 – Гребенщикова Е. Г. Потребительская геномика и генетизация общества: переосмысление идентичности, социальных связей и ответственности // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 13–19.
  10. Гудков, Юдин 1995 – Гудков Л. Д., Юдин Б. Г. Медицинская этика и право на информацию // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 127–132.
  11. Заявление о клонировании 2017 – Заявление о морально-этической недопустимости клонирования человека // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 105–107.
  12. Заявление о новых репродуктивных технологиях 2017 – Заявление о нравственных проблемах, связанных с развитием новых репродуктивных технологий // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 89–92.
  13. Заявление об эвтаназии 2017 – Заявление о современных тенденциях легализации эвтаназии в России // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 66–67.
  14. Заявление о трансгуманизме 2020 – Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Русской Православной Церкви «Постчеловечество в трансгуманизме» // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ / под ред. И. В. Силуяновой. М., 2020. С. 37–38.
  15. Игумен Анатолий Берестов 2017 – Игумен Анатолий (Берестов). Проблема эвтаназии в контексте пастырского и врачебного опыта // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 55–59.
  16. Иеромонах Евгений (Зинковский) 2018 – Иеромонах Евгений (Зинковский). Святоотеческое учение о плоти и материи и современные биомедицинские технологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. № 4. С. 180–187.
  17. Иеромонах Димитрий Першин 2017 – Иеромонах Димитрий (Першин). Этические проблемы терапевтического клонирования // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 347–353.
  18. Кирилл, Патриарх 2017 – Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. О человеческом достоинстве и биотехнологиях // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 21–30.
  19. Корсаков 2008 – Корсаков С. Н. Академик И. Т. Фролов и развитие биоэтики в России // Человек. 2008. № 3. С. 27–37.
  20. Мелик-Гайказян 2021 – Мелик-Гайказян И. В. Биоэтика и семиотика: вместо предисловия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 3. С. 9–18.
  21. Митрополит Сурожский Антоний 2012 – Митрополит Сурожский Антоний. Труды. 2-е изд. М.: Практика, 2012. Кн. 1. 1109 с.
  22. Основы 1993 – Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. 22.07.1993. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2413/ (дата обращения: 18.09.2021).
  23. Основы социальной концепции РПЦ 2000 – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
  24. Писаревский 2013 – Писаревский В. Биоэтика как форма христианской миссии // Православие.Ru. 13.03.2006. URL: http://pravoslavie.ru/467.html (дата обращения: 18.09.2021).
  25. Протоиерей Игорь Аксенов 2017 – Протоиерей Игорь Аксенов. Прогресс и человеческое достоинство. Этические вопросы современных репродуктивных технологий // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 401–422.
  26. Протоиерей Максим Обухов 2017а– Протоиерей Максим Обухов. Этический аспект манипуляций над эмбрионами // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 84–88.
  27. Протоиерей Максим Обухов 2017б – Протоиерей Максим Обухов. Переступит ли человечество роковую черту? // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 95–98.
  28. Протоиерей Николай Балашов 2017 – Протоиерей Николай Балашов. Репродуктивные технологии: дар или искушение? // Православие и проблемы биоэтики: сб. работ. М., 2017. С. 71–83.
  29. Священник Владимир Зелинский 2002 – Священник Владимир Зелинский. Благодарение жизни: от биоэтики к Премудрости. Попытка православного осмысления // Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: учебник. М.: Библейско-Богословский институт Св. Апостола Андрея, 2002. С. 387–408.
  30. Фролов 2002 – Фролов И. Т. Избранные труды: в 3 т. М.: Наука, 2002. Т. 2: Философия и история генетики. 542 с.
  31. Фролов, Юдин 1986 – Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. 400 с.
  32. Фукуяма 2004 – Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. 352 с.
  33. Фут 1990 – Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 63–80.
  34. Харитонова, Юдин 2011 – Харитонова В. И., Юдин Б. Г. «Биоэтика – это не совсем то, что принято понимать как науку…» // Медицинская антропология. 2011. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26152391 (дата обращения: 12.11.2021).
  35. Юдин 2004 – Юдин Б. Г. Еще раз о перспективах человека // Человек. 2004. № 4. С. 17–27.
  36. Юдин 2006а– Юдин Б. Г. Чтоб сказку сделать былью? (Конструирование человека) // Бюллетень сибирской медицины. 2006. № 5. С. 7–19.
  37. Юдин 2006б – Юдин Б. Г. К биоэтике я шел непростым путем // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 92–100.
  38. Юдин 2007 – Юдин Б. Г. Сотворение трансчеловека // Вестник Российской академии наук. 2007. № 6. С. 520–527.
  39. Юдин 2008 – Юдин Б. Г. Проблема конструирования человека // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2008. № 1. С. 6–10.
  40. Юдин 2011 – Юдин Б. Г. Человек как объект технологических воздействий // Человек. 2011. № 3. С. 5–20.
  41. Юдин 2013 – Юдин Б. Г. Трансгуманизм – наше будущее? // Человек. 2013. № 4. С. 5–17.
  42. Юдин и др. 1996 – Юдин Б. Г. и др. Этико-правовые проблемы биомедицинских исследований и практического здравоохранения в современной России // Бюллетень РФФИ. 1996. № 4. С. 307.
  43. Cooper 2008 – Cooper M. Life as Surplus: Biotechnology and Capitalism in the Neoliberal Era. Seattle: University of Washington Press, 2008.
  44. Gudkov, Tichtchenko, Yudin 1998 – Gudkov L., Tichtchenko P., Yudin B. Human Genetic Improvement: a Comparison of Russian and British Public Perceptions // Bulletin of Medical Ethics. 1998. № 134. P. 20–23.
  45. Metropolitan Anthony of Souruzh 1976 – Metropolitan Anthony of Sourozh. Human Values in Medicine // Bristol Medico-Chirurgical Journal. 1976. Vol. 91 (1-2). P. 3–7.
  46. Schneider et al. 2021– Schneider M., Vayena E., Blasimme A. Digital Bioethics: Introducing New Methods for the Study of Bioethical Issues // Journal of Medical Ethics. 2021. URL: http://dx.doi.org/10.1136/medethics-2021-107387
  47. Tichtchenko, Yudin 1992 – Tichtchenko P., Yudin B. Toward a Bioethics in Post-Communist Russia // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. 1992. Vol. 1 (4). P. 295–303.
  48. Yudin 1992 – Yudin B. Bioethics for the New Russia // The Hastings Center Report. 1992. Vol. 22 (3). P. 5–6.
  49. Yudin 2004 – Yudin B. Medical Ethics, History of Europe: Contemporary Period. Russia // Encyclopedia of Bioethics / S. G. Post (ed.). 3rd ed. New York: Thomson&Gale, 2004. P. 1650–1658.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».