№ 2 (2025)
СТАТЬИ
Идентичность города: визуальное пространство и культурный смысл
Аннотация
8 - 30
Цифровые носители культурной памяти города: визуализация образов прошлого
Аннотация
31 - 55
Культурный код города и производство пространства
Аннотация
56 - 71
Философ в городе: Кант и Кёнигсберг
Аннотация
72 - 104
Инфраструктура турецкого языка в Болгарии: визуализация, семиотизация и современные вызовы
Аннотация
Рассматривается роль турецкого языка в семиотизации общественного пространства в Болгарии. Описывается исторический фон, лежащий в основе присутствия и значения турецкого языка в стране, основное внимание уделяется политическим рамкам языка, которые определяли его использование до и после обретения Болгарией независимости. Турецкое население Болгарии представляет собой крупнейшее меньшинство в стране, и поэтому турецкий язык остаётся самым важным языком этнических меньшинств. В статье анализируется языковая политика, затрагивающая турецкий язык в Болгарии, и рассматриваются правовые и социальные условия, в которых он продолжает развиваться в этой юго-восточной стране Европы. Пытаясь ассимилировать турок, коммунистический режим оказывал давление на турецкую и другие мусульманские общины, проживавшие в Болгарии, но после демократической революции отношение государства к мусульманам изменилось. Исторический и правовой контекст важны для понимания семиотической репрезентации турецкого языка в современном общественном пространстве Болгарии. В исследовании анализируется, как такой социальный фон соотносится с языковым менеджментом в различных сферах в Болгарии. Обращается внимание на то, как турецкий язык функционирует в общественном пространстве. Турецкий язык не имеет официального административного статуса в Болгарии и поэтому может использоваться только в определённых местах. Авторы утверждают, что видимость турецкого языка в публичной сфере Болгарии состоит из двух основных компонентов: визуализации и семиотизации. Визуализация изучается в рамках теории лингвистических ландшафтов, тогда как семиотизация анализируется через семиотические ландшафты. В статье кратко представлены эти два теоретических подхода, а затем рассматриваются конкретные примеры использования турецкого языка в Болгарии. Анализируются примеры из мест с компактным проживанием турецкого населения, таких как Шумен, Пловдив, Разград и др. Опираясь на эмпирические наблюдения, авторы расширяют рамки исследования, чтобы изучить как значение, так и проблемы видимости турецкого языка в Болгарии. В результате показано, что турецкий язык занимает нишевую инфраструктуру в визуализации болгарского языкового пространства из-за отсутствия его в административной сфере, но он появляется там, где присутствует достаточно большая этническая турецкая община.
105 - 132
Функция и семиотика кошек в городском пространстве и в культурной памяти (на примере Еревана и Габрово)
Аннотация
Статья посвящена анализу функции и семиотики кошек в городском пространстве и культурной памяти на примере Еревана (Армения) и Габрово (Болгария). Анализируя армянские и болгарские фразеологизмы, авторы исследования показывают, что кошки «активны» в языковой памяти двух народов. Описываются визуализация кошек в городском пространстве и их мультимодальные проявления в статуях, названиях кафе и ресторанов, дизайнерских интерпретациях, культурных артефактах и т.д. Освещается феномен ванской кошки как символа армянской идентичности. Анализ эмпирического материала двух городов показал, что «Кот» Фернандо Ботеро стал катализатором для появления ресторана Black Cat Gastropub (2021–2023), появления «армянского» двойника. Ереванские скульптуры с кошками отсылают к «высокой» армянской литературе, культурной памяти и историческому прошлому. Болгарский пример показал, что габровский кот и связанные с ним практики (фестивали) указывают на «низовую» карнавальную культуру. Габровский кот является транснациональным символом и выражает философскую концепцию: юмор как оружие против агрессии, смех как средство транснационального выживания.
133 - 158
Архитектурная философия в Италии: от дидактики Бруно Дзеви к концепту резильентности
Аннотация
159 - 174
Дионисийские мистерии: визуально-материальный аспект
Аннотация
175 - 193
ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ
Образы биоэтики: проблема определения множественного числа
Аннотация
194 - 218





