ГЕНЕРИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОРОДЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ВИЗУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучаются процессы генерирования коллективных представлений о городе, которые непосредственно связаны со структурированием городского воображаемого, в эпоху цифровой культуры. Академическая актуальность исследований коллективных представлений о городе подтверждается как повышенным научным интересом к тем феноменам, которые символически и ментально детерминируют городскую реальность, так и последствиями влияния цифровизации на эти процессы. На прикладном уровне данная проблема раскрывается в связи с необходимостью исследования процессов прогнозирования и проектирования развития городской среды, перспектив конструирования городских пространств, городской образности с учетом цифровой трансформации реальности. В работе акцентируется внимание на визуальном аспекте генерирования коллективных представлений о городе и, соответственно на тех практиках, которые производят визуальную образность города в эпоху цифровой культуры. Цифровая репрезентация города задает новые грани структурирования коллективных представлений о нем. В наши дни этот процесс происходит с помощью цифровых технологий дополненной или виртуальной реальности, через контент цифровых медиа, посредством электронных гаджетов. В эпоху цифровой культуры коллективные представления о городе сосредоточены в мозаике отзывов, публикаций, видеороликов, постов в цифровых коммуникациях, где через цифровые носители происходит трансформация личной информации в коллективную. Город воображается посредством цифрового кода как знаковой системы хранения, репрезентации и трансляции смыслов в цифровой среде. Данная ситуация вызывает принципиально новую логику генерирования коллективных представлений о городе, где существенную роль играют акторы производства визуального контента, виртуализация города в цифровых коммуникациях, порождающая уникальный «цифровой след» каждого конкретного города. Меняется онтология восприятия города: гиперреальное и виртуальное занимают все больше места. Теперь коллективные представления во многом зависят от тенденций и трендов, которым следуют акторы городского воображаемого, в частности от того, насколько популярны у лидеров мнений в цифровой среде те или иные образы города и его объектов (природы, гастрономии, архитектуры, публичных пространств пр.).

Об авторах

Наталья Геннадьевна Федотова

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Email: fedotova75@mail.ru
кандидат философских наук, доцент Великий Новгород, Россия

Список литературы

  1. Анфимова, Новикова 2021 – Анфимова Е. Б., Новикова Я. В. Возможности цифровых технологий архитектуры и дизайна в процессе преобразования городской среды // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7 (109), ч. 1. С. 118–123.
  2. Басина, Маляр 2019 – Басина П. А., Маляр А. А. Семантизация локальных пространств Томска: взгляд через Instagram // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 193–201.
  3. Дудник 2020 – Дудник С. И. Отчуждение в цифровом обществе // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 17–20.
  4. Заборова 2020 – Заборова Е. Н. Будущее городов в информационно-цифровую эпоху // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 124–133.
  5. Линднер 2017 – Линднер Р. Текстура, воображаемое, габитус: ключевые понятия культурного анализа в урбанистике // Собственная логика городов: новые подходы к урбанистике. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 101–117.
  6. Лисенкова 2020 – Лисенкова A. A. Трансформация идентичности в цифровую эпоху // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 65–74.
  7. Маршалл 2016 – Маршалл Д. Продвижение и предъявление себя: селебрити как символ презентационных медиа // Логос. 2016. Т. 26, № 6. С. 137–160.
  8. Мусиездов 2013 – Мусиездов А. А. Город как культурная форма // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, № 3. С. 26–50.
  9. Муравлёва 2018 – Муравлёва Т. В. Проект «цифровой город» как вектор развития цифровой экономики в регионе // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 3 (32). С. 8–11.
  10. Назаров 2018 – Назаров М. М. Современная медиасфера: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54–64.
  11. Федотова 2018 – Федотова Н. Г. Urban imaginary как символический капитал города // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 228–233.
  12. Федотова 2020 – Федотова Н. Г. Urban imaginary: визуальные маркеры городского воображаемого // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1 (23). С. 121–139.
  13. Allcott, Gentzkow 2017 – Allcott H., Gentzkow M. Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives.2017. Vol. 31 (2). P. 211–236.
  14. Çetinkaya 2020 – Çetinkaya G. “Travel Blogs” as Transforming Spaces of Memory: An Attempt to Evaluate The Urban Memory Through “Travel Blogs” // National Folklore. 2020. Vol. 128. P. 138–152.
  15. Dunas, Vartanov 2020 – Dunas D. V., Vartanov S. A. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of generation Z // Journal of multicultural discourses. 2020. Vol. 15 (2). P. 186–203.
  16. Leyva, Beckett 2020 – Leyva R., Beckett C. Testing and unpacking the effects of digital fake news: on presidential candidate evaluations and voter support // AI & Society. 2020. Vol. 35 (4). P. 969–980.
  17. Soja 2000 – Soja E. Postmetropolis: Critical Studies of Cities and Regions.Oxford: Blackwell Publishing, 2000.
  18. Wagner 2022 – Wagner C. Visualizations of Urban Space: Digital Age, Aesthetics, and Politics. 1st ed. London, New York: Routledge, 2022. (Series Advances in Urban Sustainability).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».