«Преддверие» как элемент визуальной среды: сценарии городских практик

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию одного из базовых несущих элементов городской текстуры – пространства перед входом в наиболее значимые городские здания. Анализ типов и функций такого рода паттернов, их связей с иными базовыми элементами городской топики, их влияния на конфигурацию городских практик является важнейшим ресурсом для роста знания в сфере визуальной семиотики города. Нынешний этап развития урбанистических исследований требует все более акцентированного переноса внимания с градостроительно-планировочного и эстетического аспектов того или иного паттерна (уже достаточно изученных) на его прагматику. Такая перефокусировка эпистемической оптики позволяет видеть и анализировать элементы городской среды не как физические константы, а как динамичные локальные сценарии, что в наибольшей степени соответствует пониманию города как сложного культурно-коммуникативного феномена. Для обозначения и разработки названной проблематики в статье синхронно применяются два методологических подхода к исследованию городской среды: визуально-семиотический и антропологический. Показано, что всякое значимое в социокультурном плане здание (сооружение), будь то театр, университет, администрация, вокзал или собор, занимает определенное место на городской сцене и играет свою роль в эстетической и прагматической конфигурации городской среды, выступая не только предметом эстетического созерцания, но и опосредованным актором (мотиватором) эмоциональных и поведенческих сценариев, предлагаемых горожанам и гостям города. В конструировании этих паттернов важную роль играют правила соотношения архитектурных фасадов и окружающего открытого пространства. Правильно расположенные и структурированные «вестибюли» предъявляют городское здание в его значимости, ориентируют внимание и действия людей, способствуют интеграции человека в городскую психологическую среду. Игнорирование прагматико-антропологических аспектов формирования входных пространств ведет к слому визуального каркаса города и становится основанием экзистенциального дискомфорта его обитателей и посетителей.

Об авторах

Сергей Сергеевич Аванесов

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Email: iskiteam@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра «гуманитарная урбанистика» Великий Новгород, Россия

Список литературы

  1. Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10–22.
  2. Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 10–31.
  3. Аванесов 2023 – Аванесов С. С. Площадь как визуальный паттерн городской среды // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2023. Т. 3, № 1. С. 5–31.
  4. Азизян, Кириллова 1990 – Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза / под ред. И. А. Азизян, Л. И. Кирилловой. М.: ВНИИТАГ, 1990.
  5. Александер, Исикава, Силверстайн 2014 – Александер К., Исикава С., Силверстайн М. Язык шаблонов: города, здания, строительство / пер. с англ. И. Сыровой. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014.
  6. Аркин 2013 – Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2013.
  7. Арнхейм 1984 – Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1984.
  8. Баранов 1980 – Баранов Н. Н. Силуэт города. Л.: Стройиздат, 1980.
  9. Бархин 1979 – Бархин М. Г. Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества. М.: Наука, 1979.
  10. Беляева 1977 – Беляева Е. Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977.
  11. Бондаренко 2017 – Бондаренко И. А. Теория в истории архитектуры и градостроительства: публикации разных лет. СПб.: Коло, 2017.
  12. Бондаренко 2022 – Бондаренко И. А. О потребности в пересмотре теории единства городской среды // Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности: история и теория / отв. ред.-сост. И. А. Бондаренко. М., СПб.: Коло, 2022. Кн. 1. С. 387–399.
  13. Бунин, Круглова 1935 – Бунин А., Круглова Т. Городской комплекс в архитектуре Возрождения // Вопросы архитектуры. М.: ОГИЗ, 1935. С. 58–91.
  14. Глазычев 2021 – Глазычев В. Л. Урбанистика. Изд. 2-е. М.: Европа, КДУ, 2021.
  15. Гончаров 2009 – Гончаров М. Н. Архитектурно-ландшафтные приемы развития для театральных площадей на примере площади Парижской Коммуны г. Екатеринбурга // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. № 2 (38). С. 152–155.
  16. Зитте 1993 – Зитте К. Художественные основы градостроительства / пер. с нем. Я. А. Крастиньша. М.: Стройиздат, 1993.
  17. Иконников 1985 – Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985.
  18. Крашенинников 2017 – Крашенинников А. В. Сценарное проектирование городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. № 4 (41). С. 242–256.
  19. Линднер 2019 – Линднер Р. Текстура, воображаемое, габитус: ключевые понятия культурного анализа в урбанистике / пер. с нем. К. Левинсона // Собственная логика городов: новые подходы в урбанистике. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 101–116.
  20. Лихачёв 2006 – Лихачёв Д. С. Образ города и проблема исторической преемственности развития культур // Лихачёв Д. С. Раздумья о России. СПб.: Logos, 2006. С. 552–570.
  21. Лотман 1996 – Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек–текст–семиосфера–история. М.: Языки русской культуры, 1996.
  22. Маркузон 1986 – Маркузон В. Ф. Античные элементы в архитектуре итальянского Возрождения // Культура эпохи Возрождения. Л.: Наука, 1986. С. 54–68.
  23. Миколайт, Пюркхауэр 2020 – Миколайт А., Пюркхауэр М. Код города / пер. А. Тарасенко. М.: Strelka Press, 2020.
  24. Полссон 2019 – Полcсон К. Проектирование общественных пространств и городов для людей: практическое пособие. Берлин: DOM Publishers, 2019.
  25. Пруст 2023 – Пруст М. В сторону Свана / пер. с фр. А. Франковского. М.: АСТ, 2023.
  26. Сазонова 2019 – Сазонова Н. И. Христианский храм в городском пространстве и коллизия двух концепций города // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 55–69.
  27. Смирнов 2021 – Смирнов С. А. Город и человек: очерки городской антропологии. М.: URSS, 2021.
  28. Суджич 2020 – Суджич Д. Язык городов / пер. с англ. М. Коробочкина. М.: Strelka Press, 2020.
  29. Эллард 2016 – Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / пер. с англ. А. Васильевой. М.: Альпина Паблишер, 2016.
  30. Lynch 1960 – Lynch K. The image of the city. Cambridge & London: Cambridge Technology Press, 1960.
  31. Sherstiuk 2023 – Sherstiuk A. A. Visual-semiotic patterns in the study of urban architectural identity: Artistic and aesthetic perception of old building facades in Kaliningrad // Urbis et Orbis. Microhistory and Semiotics of the City. 2023. Vol. 3 (1). P. 134–148.
  32. Simsky 2020 – Simsky A. The Discovery of Hierotopy // Journal of Visual Theology. 2020. Vol. 1. P. 9–28.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».