СЕМИОТИЧЕСКИЙ БАЗИС КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОРНАМЕНТ КАК ЭТНОЗНАКОВЫЙ КОД
- Авторы: Шайгозова Ж.Н.1, Наурзбаева А.Б.2, Нехвядович Л.И.3
-
Учреждения:
- Казахский национальный педагогический университет имени Абая
- Казахская национальная консерватория им. Курмангазы
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 120-142
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-7899/article/view/270014
- DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2024-1-120-142
- ID: 270014
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Жанерке Наурызбаевна Шайгозова
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Email: zanna_73@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, ассоциированный профессор кафедры художественного образования Алматы, Казахстан
Альмира Бекевтовна Наурзбаева
Казахская национальная консерватория им. Курмангазы
Email: naurzbaeva_a@mail.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин Алматы, Казахстан
Лариса Ивановна Нехвядович
Алтайский государственный университет
Email: lar.nex@yandex.ru
доктор искусствоведения, доцент, директор института гуманитарных наук Барнаул, Россия
Список литературы
- Алибек Кажгали улы 2003 – Алибек Кажгали улы (Малаев). Органон орнамента. Алматы: Өнер, 2003.
- Аманов, Мухамбетова 2003 – Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2003.
- Ахметов 1964 – Ахметов З. А. Казахское стихосложение (проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии). Алма-Ата: Наука, 1964.
- Байбурин 1981 – Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: сб. Музея антропологии и этнографии. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. № 37. С. 215–226.
- Балтабаев 1997 – Балтабаев М. Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы. Алматы: РНЦПК, 1997.
- Белокурова 2016 – Белокурова С. М. Тамговые знаки в культуре номадов как предмет искусствоведческого анализа (к постановке вопроса) // Искусство Евразии. 2016. № 2 (3). C. 10–16.
- Бренд 2008 – Бренд Б. Искусство ислама. М.: Гранд Фаир, 2008.
- Васильева 2013 – Васильева Е. Н. Путь исследователя визуальной символики народной культуры: рer aspera ad astra // Человек и религия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 14–16.03.2013. Минск: Четыре четверти, 2013. C. 234–239.
- Всеволодская-Голушкевич 1996 – Всеволодская-Голушкевич О. В. Баксы ойыны. Алматы: Рауан, 1996.
- Галиева 2016 – Галиева М. А. Трансформация фольклорной традиции в русской поэзии начала XX века: С. А. Есенин и В. В. Маяковский: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2016.
- Гилевич 2012 – Гилевич Е. В. Традиционный орнамент как семиотическая структура: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. М., 2012.
- Гравитис 1990 –Гравитис В. Хорошо забытое старое. О некоторых народных орнаментальных знаках // Родник. 1990. № 3 (39). С. 31–36.
- Гусейнов 2022 – Гусейнов М. Художественные основы ковроделия и тамги в узорообразовании // Colloquium Journal. 2022. № 16. C. 70–72.
- Джанибеков 1991 – Джанибеков У. Эхо… По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата: Өнер, 1991.
- Джумабекова, Базарбаева 2018 – Джумабекова Г. С., Базарбаева Г. А. Иллюстрация к эпосу об Алпамысе и некоторые параллели сюжету в искусстве древних кочевников: к изучению семантики вихревых композиций // Қазақстан археологиясы. 2018. № 1-2. С. 106–117.
- Донских 2023 – Донских О. А. Язык как индикатор визуализации научного мышления // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. Вып. 2 (36). С. 74–80. doi: 10.23951/2312-7899-2023-2-74-80
- Досанов 2009 – Досанов Т. С. Тайна руники: графический дизайн в эзотерической концепции бога Тенгри, сокрытой в знаках рунического письма, в родовых тамгах и в символах геометрического генеза. Алматы: Олке, 2009.
- Жанабаев, Акбердикызы 2015 – Жанабаев К., Акбердикызы У. Семантика и структура тюркского эпического текста: анафора // Ученые записки. 2015. № 2 (43). С. 127–135.
- Ибраева 1994 – Ибраева К. Т. Казахский орнамент. Алматы: Өнер, 1994.
- Карапетьянц 1972 – Карапетьянц А. М. Изобразительное искусство и письмо в архаических культурах (Китай до середины I тысячелетия до н. э.) // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 458–469.
- Костомаров, Бурвикова 2000 – Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Современный русский язык и культурная память // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров. М.: Ин-т науч. инф. по общественным наукам РАН, 2000. С. 20–32.
- Котляр 2019 – Котляр Е. Р. Этнокультурные параллели в семиотике архитектурного декора Симферополя периода модерна // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 3 (21). С. 98–112. doi: 10.23951/2312-7899-2019-3-98-112
- Кульбекова 2008 – Кульбекова А. К. Содержательные аспекты казахского народного танца // Вестник МГУКИ, 2008. № 2. С. 253–257.
- Лотман 1992 – Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Избранные статьи. Таллин: Тарту, 1992. Т. 1. С. 191–200.
- Ольховский 2001 – Ольховский В. С. Тамга (к функции знака) // Историко-археологический альманах. 2001. № 7. С. 75–86.
- Палагута 2020 – Палагута И. В. Орнамент как особый вид искусства // Вопросы теории искусства. 2020. № 1. C. 45–64.
- Привалова 2010 – Привалова В. М. Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаменте) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5. С. 277–283.
- Привалова 2011 – Привалова В. М. Обусловленность орнамента как знаково-символического ритуала в культуре // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 2. С. 1001–1005.
- Ромм 2003 – Ромм В. В. Палеохореография // Человек. М.: Наука, 2003. С. 19–35.
- Рыжакова 2002 – Рыжакова С. И. Язык орнамента в латышской культуре. М.: Индрик, 2002.
- Садоков 1996 – Садоков Р. Л. Музыкальная археология древней и средневековой Средней Азии: ударные инструменты // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С. 34–44.
- Сейдимбек 2011 – Сейдимбек А. Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление. Астана: Фолиант, 2011.
- Соколов 2001 – Соколов Б. Г. Ритм и смысл // Социальная аналитика ритма: сб. материалов конф. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. С. 45–57.
- Султанова 2010 – Султанова М. Э. Изобразительное искусство и музыка: компаративизм художественного языка // Вестник КазНПУ им. Абая. Сер. Художественное образование: искусство, теория и методика. 2010. № 3 (24). С. 2–7.
- Таниева 2010 – Таниева Ж. К. Знаки и символы в традиционном и современном изобразительном искусстве Казахстана: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. Алматы, 2010.
- Топоров 1972 – Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов: палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 79–93.
- Тохтабаева 2005 – Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
- Турекулов 2000 – Турекулов Т. Новая реконструкция «Золотого человека»: клуб ценителей древности // Кумбез. 2000. № 9-10. С. 46–50.
- Турекулова 1998 – Турекулова Н. «Золотой человек» и его представления о мире: из глубины веков // Кумбез. 1998. № 3. С. 32–35.
- Чистякова, Вулих 1971 – Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. М.: Высш. школа, 1971.
- Шайгозова, Хазбулатов 2021 – Шайгозова Ж. Н., Хазбулатов А. Р. Сакрально-символическое значение желтофонной керамики: возможности реконструкции (на примере археологических артефактов городища Культобе) // Central Asian Journal of Art Studies. 2021. № 3. С. 74–88.
- Шевцова 2007 – Шевцова А. А. Казахский народный орнамент: истоки и традиции. М.: Наука, 2007.
- Шукуров 1999 – Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. М.: Алетейя, 1999.
- Шукуров 2016 – Шукуров Ш. М. Хоросан. Территория искусства. М.: Прогресс-традиция, 2016.
- Яблан 2006 – Яблан С. Симметрия, орнаменты и модулярность. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006.
- Fischinger 1932 – Fischinger O. Sound Ornaments: Originally published in the Deutsche allgemeine Zeitung, 8 July 1932 // Термен-центр: ценрт электроакустической музыки. URL: https://www.asmir.info/lib/fischinger.htm
- Summers 2003 – Summers D. Real Spaces. World Art History and the Rise of Western modernism. New York: Phaidon, 2003.
Дополнительные файлы
