ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВО-ПИСАНИЕ КАК ДВА КОНЦЕПТА ВИДЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На примере реальной ситуации, однажды разыгравшейся между известным художником и теоретиком искусства Иоханессом Иттеном и его учениками на одном из уроков учебного курса (форкурса) в Баухаусе, в Высшей школе строительства и художественного конструирования, существовавшей в Германии в период с 1919 по 1933 год, выявляется оптическая двойственность визуального поля натюрморта. Задача исследования заключается в прояснении природы двух различных концептов вúдения – изобразительного и живо-писного. Методологическая основа исследования задана философией языка, аналитикой визуальных практик, философией действия, практической философией с элементами кантианской эстетики. В исследовании показано, что изображение как схематизирующий способ репрезентации выполняет роль инструмента вúдения возможных, а не реальных объектов. Напротив, в опыте живо-писания сами действия становятся источником вúдения. В области визуальных практик оно позволяет сместить аналитический приоритет с языковых структур как универсального способа упорядочивания элементов изображения на мир непосредственных практических действий художников, позволяющих им выходить за пределы привычных созерцательных способов репрезентации. В результате анализа выявлены характеристики и отличия изобразительного и живо-писного концептов как двух различных визуальных модусов современной художественной оптики. Сформулированы выводы о роли практического ресурса в реконструкции процесса вúдения как «того, что есть», а не «того, что, возможно, есть». В области визуальных практик важным объектом исследования становится их флюидность, природа которой дает о себе знать в различных живописных аспектах, таких как пластичность, изменчивость, действие, реакция, намерение, состояние, в противовес чисто изобразительным аспектам, таким как созерцание, схема, техника и наблюдение. Процесс живо-писного вúдения напрямую связан с подвижностью той среды, сквозь которую проходит наш взгляд, поэтому особое значение здесь обретает качество самого движения, берущее на себя роль знака происходящих в среде изменений. Соответственно, концепт живо-писания есть чистое намерение, то есть само это действие, тогда как концепт изобразительности есть, скорее, готовый инструмент – схема, для которой наибольшую ценность представляют техника и точность исполнения. Эмоциональная структурированность визуального поля натюрморта не сводится к простым механическим действиям агентов (как это было показано в рисунках учеников Иттена), а проявляет себя как неоднородная динамическая совокупность их живых реакций, способных образовывать не строгие правила репрезентации предметов натюрморта, а тенденции чувственности самих художников. Акцент на практической составляющей визуальности дает интересный материал для междисциплинарных исследований, помогая сконцентрироваться на самом процессе формирования различных типов и форм зримости.

Об авторах

Ираида Николаевна Нехаева

Тюменский государственный университет

Email: i.n.nekhaeva@utmn.ru
доктор философских наук, доцент, кафедра философии 625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6

Список литературы

  1. Аристотель 2002 – Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. СПб.: Алетейя ; Киев: Эльга, 2002.
  2. Аристотель 2004 – Аристотель. О чувственном восприятии // Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2004. С. 99–135.
  3. Беньямин 2012 – Беньямин В. Задача переводчика // Беньямин В. Учение о подобии: медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 254–270.
  4. Бергер 2018 – Бергер Дж. Искусство видеть. СПб.: Клаудберри, 2018.
  5. Витгенштейн 1994 – Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы: в 2 ч. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 75–320.
  6. Гурко 2001 – Гурко Е. Нечто, относящееся (относимое) к грамматологии // Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001. С. 60–93.
  7. Данто 2017 – Данто А. Мир искусства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
  8. Деррида 2000 – Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2000.
  9. Диди-Юберман 2001 – Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001.
  10. Дюв 2012 – Дюв Т. де. Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность. М.: Институт Гайдара, 2012.
  11. Иттен 2008 – Иттен И. Искусство формы. М.: Д. Аронов, 2008.
  12. Корягин, Петровская 2020 – Корягин К., Петровская Е. Беседы о турбулентности. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aZ5JFCm6-TI&ab_channel=EastEast
  13. Кант 1994 – Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
  14. Мерло-Понти 1992 – Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
  15. Мишура 2018 – Мишура А. Понятие намерения в философии действия Элизабет Энском // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, № 2. С. 87–114.
  16. Ролз 2013 – Ролз Дж. Две концепции правил // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, № 2. С. 16–40.
  17. Тильмен 2019 – Тильмен Б. Пересекая границы / пер. с англ. И. Н. Нехаевой // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 119–128.
  18. Юм 1996 – Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 1. С. 53–656.
  19. Anscombe 2000 – Anscombe G. E. M. Intention. Cambridge: Harvard University Press, 2000.
  20. Derrida 1988 – Derrida J. Letter to a Japanese Friend // Derrida and Différence / D. Wood, R. Bernasconi (eds.). Evanston, IL.: Northwestern University Press, 1988. P. 1–5.
  21. Edschmid 1920 – Edschmid K. (Hg.) Tribüne der Kunst und Zeit. Berlin: Erich Reiβ Verlag, 1920. Bd. XIII.
  22. Hacker 2014 – Hacker P. M. S. Two conceptions of language // Erkenntnis. 2014. Vol. 79 (S7). P. 1271–1288.
  23. Haslanger 2018 – Haslanger S. What is a social practice? // Royal Institute of Philosophy Supplement. 2018. № 82. P. 231–247.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».