Способ прогнозирования вероятности возникновения опасных порывов ветра в зоне взлётно-посадочной полосы при посадке воздушного судна
- Авторы: Рубцов В.Д.1, Трусова Е.И.2, Рыбалкина А.Л.2
-
Учреждения:
- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
- Московский государственный технический университет гражданской авиации
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 57-66
- Раздел: Безопасность на воздушном транспорте
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-1327/article/view/254496
- DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2024_1_57
- ID: 254496
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предложен способ прогнозирования вероятности возникновения опасных порывов ветра в зоне взлетно-посадочной полосы (ВПП) за время посадки воздушного судна, основанный на использовании распределения абсолютных максимумов порывов ветра за время наблюдения. Данный способ даст возможность спроектировать систему посадки воздушных судов (ВС), позволяющую в зависимости от вероятности возникновения порывов ветра принимать различные управленческие решения: разрешение на посадку, отправку ВС на второй круг либо отправку на запасной аэродром.
Полный текст
Введение
Этапы захода на посадку и посадки ВС являются наиболее важными с точки зрения безопасности полетов. Существующие средства метеообеспечения в аэродромной зоне позволяют определить скорость и направление ветра [Богаткин, 1986; Гузий, 2009; Мануйлов, 2021], высоту облачности, дальность видимости, температуру и влажность, в то время как порывы ветра, будучи непредсказуемыми [Афанасьева и др., 2017; Баранов и др., 1981; Воробьев и др., 1991], представляют наибольшую опасность возникновения предпосылок летных происшествий при посадке [Ахрамеев и др., 2020].
Экспериментальные данные, полученные с использованием регистрирующего устройства, свидетельствуют об импульсном характере ветровых возмущений [Рубцов и др., 2015] (рисунок 1). В работе [Рубцов, 1978] показано распределение абсолютных максимумов огибающей атмосферного шума, также имеющих импульсный характер, подобно ветровым возмущениям, что позволяет использовать математический аппарат для вероятностного описания порывов ветра.
Рисунок 1 – Порывы ветра, зарегистрированные параметрическим регистрирующим устройством на ультразвуковом луче
Метод математического описания распределения абсолютных максимумов порывов ветра
Интегральная функция распределения абсолютных максимумов порывов ветра задается выражением:
, , (1)
где . (2)
Нормированное значение абсолютных максимумов порывов ветра определяется аналогично распределению абсолютных максимумов атмосферного шума за время наблюдения. Время наблюдения может быть принято как суммарное время захода на посадку и посадки ВС.
, (3)
где:
(4)
– текущее значение порыва ветра; (5)
ξ(t) – нормальный стационарный дифференцируемый случайный процесс с математическим ожиданием и функцией корреляции, равными нулю;
σ – параметр, характеризующий степень «импульсности» порыва ветра, связанный с легкоопределяемым экспериментально параметром Vd, представляющим собой выраженную в децибелах разность среднеквадратического и среднего значения процесса [Левин, 1966].
; (6)
– нормированная интегральная функция корреляции порывов ветра;
, (7)
где – коэффициент корреляции огибающей шума; (8)
B (0) – дисперсия процесса;
– нормированная к дисперсии процесса B (0) корреляционная функция процесса;
– вторая производная по времени нормированная корреляционная функция;
– функция корреляции порывов ветра.
На рисунке 2 приведено семейство кривых интегральной функции распределения абсолютных максимумов порывов ветра при различных значениях времени наблюдения T. Из кривых видно, что при увеличении времени наблюдения T, функция распределения имеет тенденцию к увеличению. Это связано с тем, что при увеличении периода наблюдения абсолютный максимум будет увеличиваться. При повышении степени импульсности функции распределения становятся шире, что связано с повышением вероятности резкого возрастания и снижения скорости ветра.
Рисунок 2 – Интегральная функция распределения абсолютных максимумов огибающей порывов ветра: сплошные кривые – μ (Т)=200; штрих-пунктир – μ (Т)=100; пунктир – μ (Т)=50
Дискуссия
Возмущения типа порывов ветра относятся к упругим волнам. Основу метода приема упругих волн при помощи зондирующих электромагнитных волн составляет накопление по длине зондирующего луча девиации фазы колебаний в нем, фазовая модуляция которых вызывается изменением скорости распространения колебаний в луче под действием избыточного давления, создаваемого упругой волной [Рубцов, 1997].
Принцип работы волновых антенн базируется на параметрическом взаимодействии узконаправленных зондирующих колебаний в среде и волн, принимаемых антенной. По длине луча происходит накопление этого взаимодействия. Регистрация производится методами микрофазометрии. Природа этих волн может различаться или быть одинаковой, а среда может быть твердой, жидкой или газообразной.
Зондирующий луч находится под некоторым углом относительно порыва ветра (рисунок 3). Отражатель предназначен для объединения точек излучения и приёма колебаний.
Рисунок 3 – Принцип действия волновой антенны
В работе [Рубцов и др., 2015] показано, что при использовании регистрирующего устройства с ультразвуковым зондирующим лучом, с использованием которого были получены приведенные выше данные (рис. 1), максимальная диаграмма направленности устройства находится в направлении луча, при использовании же электромагнитного зондирующего луча (оптического или СВЧ) максимум диаграммы направленности направлен по нормали.
На рис. 4 приведена структурная схема регистрирующего устройства с наиболее простым в реализации методом фазовых измерений [Рубцов и др., 2015]. Полезный эффект получается путем измерения разности фаз на входе и выходе узкополосного полосового фильтра Пф. Использование узкополосного фильтра обусловлено тем, что ветровые возмущения имеют достаточно узкий спектр. При этом за счет крутой фазовой характеристики полосового фильтра происходят колебания фазы в луче, вызванные ветровым возмущением.
Рисунок 4 – Структурная схема параметрического регистрирующего устройства на ультразвуковом луче с относительными фазовыми измерениями и совмещением пунктов излучения и приема зондирующих колебаний, где:
МВВ РПДУ – метровые волны радиопередающего устройства;
МВ РПУ – метровые волны радиоприёмного устройства;
АИ – акустический излучатель; АПУ – акустическое приемное устройство;
ПФ – полосовой фильтр; Ус. – усилители; ИФ – измеритель фазы
Результаты
Для получения метеоинформации на аэродроме применяется комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция – КРАМС. КРАМС предназначена для измерения температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, нижней границы облачности, метеорологической дальности видимости и т.д.
Принцип действия данной станции заключается в измерении метеорологических параметров при помощи первичных измерительных преобразователей.
Центральная система, входящая в состав КРАМС, состоит из комплекта технических средств, специального программного обеспечения и измерительных преобразователей метеовеличин (датчиков) [Институт радарной…, б.г.]. Данные от датчиков поступают каждые 15 секунд, обрабатываются, анализируются и передаются диспетчерам аэропорта.
Однако КРАМС не позволяет оперативно решить проблему передачи на борт информации о порывах ветра. Поэтому предлагается дополнить систему КРАМС параметрическим регистрирующим устройством на ультразвуковом луче (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структурная схема станции КРАМС с базовым набором датчиков, дополненная параметрическим регистрирующим устройством на ультразвуковом луче. Источник: составлено на основе «Комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция «КРАМС-4» // [Электронный ресурс]. URL: http://iram.ru/iram/all_main.php?js=1&list_par=20-0
Данные, которые были получены параметрическим регистрирующим устройством на ультразвуковом луче, поступают на вход центрального устройства и обрабатываются. Центральное устройство станции КРАМС, кроме обработки измерительных сигналов, проводит сравнение значений порывов ветра с допустимыми. Затем по этим данным формируется информация, которая в дальнейшем будет передана руководству и службам управления полётами для дальнейшей консультации лётных экипажей и передачи информации по линиям связи.
Проанализируем существующие системы передачи информации на борт ВС. Наиболее распространенными являются наземная станция контрактного автоматического зависимого наблюдения (АЗН), Controller-Pilot Data Link Communications (CPDLC) и Aircraft Communications, Addressing and Reporting System (ACARS).
АЗН применяется для передачи данных с ВС на землю, обмена данными между ВС, передачи на ВС информации о воздушной и метеообстановке и т. д. [Система АЗН-К.…, б.г.].
ACARS осуществляет обмен информацией между ВС и наземной станцией, передает сообщения в закодированном виде, а к пользователю информаций попадает уже в текстовом виде. [Как работает система…, 2014].
CPDLC или связь «диспетчер-пилот» используется для передачи информации по связи «воздух-земля» между службами УВД (диспетчерами) и экипажами ВС (пилотами) в целях безопасного обслуживания воздушного движения. CPDLC используют, чтобы передать текстовые сообщения, которые не требуют срочных действий. Оно может использоваться для получения разрешений на борт ВС о продолжении бесступенчатого набора высоты от органа УВД, при этом канал радиосвязи останется свободным для передачи более приоритетных указаний, которые непосредственно влияют на безопасность полетов. [CPDLC…, 2019]. Поэтому информацию о порывах ветра целесообразно передавать через CPDLC.
Схема установки устройства приведена на рисунке 6. Регистрирующее устройство устанавливается в районе КРМ и подключается к общей системе метеообеспечения аэродрома. В автоматическом режиме зондирующий луч посылает сигналы в атмосферу и при наличии порывов ветра регистрирует сигнал. Информация о порывах ветра считывается и передаётся на сервер системы КРАМС, где через CPDLC передаётся на ВС на высоте 60 м на бортовой компьютер, который выдает голосовое сообщение.
Рисунок 6 – Схема измерения величины порывов ветра на ВПП. Источник: составлено на основе «Устройство аэродромов. Радиотехнические средства» // [Электронный ресурс]. URL: https://oleg-knyzhov.ru/uroki/ustrojstvo-aerodromov-radiotehnicheskie-sredstva
Голосовые сообщения будут кратко передавать основную информацию об уровне опасности порывов ветра, опираясь на светофорную модель (таблица 1).
Таблица 1 – Светофорная модель распределения уровня опасности порывов ветра
Наличие порывов | Скорость порыва ветра | Уровень |
Нет | - | Приемлемый |
Да | 0-5 м/с | Допустимый |
Да | более 5 м/с | Не допустимый |
Таким образом, голосовые сообщения, поступающие на борт воздушного судна для принятия решения экипажами, могут быть следующими:
- «Порывы ветра в допустимых значениях»;
- «Опасные порывы ветра, необходим уход на второй круг».
В случае, если после ухода на второй круг порывы ветра сохраняются, необходимо уходить на запасной аэродром.
Заключение
Внедрение в метеослужбу аэродрома параметрического регистрирующего устройства на ультразвуковом луче позволит информировать экипаж воздушного судна о наличии порывов ветра в зоне взлета/посадки на ВПП, что позволит вовремя предпринять меры для минимизации рисков для безопасности полетов.
Об авторах
Виталий Дмитриевич Рубцов
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
Автор, ответственный за переписку.
Email: vostburtiv@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-4798-9150
доктор технических наук, профессор, Почетный работник науки и техники РФ, главный научный сотрудник
Россия, 125438, Москва, Михалковская ул., д. 67, корп. 1Елена Игоревна Трусова
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Email: elenatru2011@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-3990-261X
аспирант
Россия, 125493, Москва, Кронштадтский б-р, д. 20Александра Леонидовна Рыбалкина
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Email: rybalkina@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-4063-6525
кандидат технических наук, доцент
Россия, 125493, Москва, Кронштадтский б-р, д. 20Список литературы
- Афанасьева Ю. С. Оценка метеорологических рисков в гражданской авиации / Ю. С. Афанасьева, О. Г. Богаткин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2017. № 1(14). С. 5-13. EDN YJTXKT.
- Ахрамеев В. И. Сдвиг ветра – угроза безопасности полетов / В. И. Ахрамеев, А. Г. Костылев, Д. В. Плаксин // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. 2020. № 14. С. 206-212. EDN FJMLLT.
- Баранов А. М. Авиационная метеорология / А. М. Баранов, С. В. Солонин. СПб.: Гидрометеоиздат, 1981. 304 с.
- Богаткин О. Г. Графический способ прогноза болтанки самолетов // Труды ЛГМИ. 1986. № 34. С. 84-87.
- Воробьев В. И. Синоптическая метеорология / В. И. Воробьев, А. П. Князев. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. 581 с.
- Гузий А. Г. Системный подход к управлению безопасностью полетов // Проблемы безопасности полетов. 2009. № 8. С. 9-15. EDN NCLUFN.
- Институт радарной метеорологии. КРАМС-4 // [Электронный ресурс]. URL: http://iram.ru/iram/all_main.php?js=1&list_par=20-0 (дата обращения: 02.09.2023).
- Как работает система ACARS // [Электронный ресурс]. 2014. – URL: http://skynav.ru/likbez/acars/ (дата обращения: 03.09.2023).
- Левин Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники. М.: Советское радио, 1966. 728 с. EDN UYYXZD.
- Мануйлов С. А. Обеспечение безопасности полетов при воздействиях неблагоприятных метеорологических условий на воздушное судно // Проблемы безопасности полетов. 2021. № 10. С. 21-44. doi: 10.36535/0235-5000-2021-10-4. EDN MZTKJI.
- Рубцов В. Д. Прием волновых возмущений при помощи узконаправленных колебаний // Радиотехника и электроника. 1997. Т. 42, № 6. С. 645-648.
- Рубцов В. Д. Распределение абсолютных максимумов огибающей атмосферного шума // Радиотехника и электроника. 1978. Т. XXIII, № 3. С. 621-623.
- Рубцов В. Д. Экспериментальные исследования параметрических устройств регистрации на оптическом и ультразвуковом зондирующих лучах волновых возмущений в воздушной и водной средах / В. Д. Рубцов, С. А. Дубянский // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 213(3). С. 129-134. EDN TONSAF.
- Система АЗН-К. Назначение, принцип функционирования. Передаваемая информация и линии передачи. // [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/14539657/page:3/ (дата обращения: 03.09.2023).
- CPDLC – Навстречу новым возможностям // [Электронный ресурс]. 2019. – URL: https://www.aviaport.ru/digest/2019/05/23/589135.html (дата обращения: 03.09.2023).
Дополнительные файлы
