Роль Тобольского епархиального женского училища в обеспечении сирот и бедных девиц духовного звания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена деятельность Тобольского епархиального женского училища, которая была организована с учетом его социальных функций, игравших при его учреждении главную роль. Материалом для анализа послужили отчеты Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища, размещенные в фондах научной библиотеки Тобольского историко-культурного музея-заповедника и «Тобольских епархиальных ведомостях», данные которых впервые вводятся в научный оборот. Показана положительная динамика деятельности училища, прекращение функционирования которого связано только с насильственной сменой государственной формы управления в революционные годы. Сообщается, что увеличение общего числа воспитанниц с каждым годом, в том числе за счет дочерей беднейшего духовенства, поставило перед руководством училища вопрос организации Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело бы обеспечить свою деятельность путем аккумулирования средств и приобретения процентных бумаг государственного банка. Подчеркивается, что деятельность Общества за небольшой срок его существования принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупку верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужны. Предлагается подробная классификация структуры доходов и расходов. Автор приходит к выводу, что деятельность Тобольского епархиального женского училища в деле социального обеспечения сирот и бедных девиц духовного звания можно охарактеризовать положительно.

Полный текст

Модернизационные процессы второй половины XIX – начала XX вв., изменение социальной структуры Российской империи и церковно-государственных отношений, и, как следствие, возвращение внутрицерковного дискурса к соборным началам, сделали необходимым поиск современного вариативного решения роли общественных функций, что коренным образом изменило и феминистические настроения в модификации социального статуса женщин. Русская церковь, являясь непосредственным участником нового политического курса, оказалась на границе между государственными преобразованиями и огромными социальными массами подданных империи, оказывая влияние как на общественную, так и на государственную конъюнктуру. Эти процессы коснулись не только социально-политической мысли, они повлияли на образовательные модели как государственных, так и церковных учебных заведений всех уровней. К началу «Великих реформ» образовательная политика церкви, реализуемая через систему как внутрисословных, так и всесословных учебных заведений, подчиненных Святейшему Синоду (далее – Св. Синод), представляла собой макросегмент образовательной структуры империи, поддерживающий образовательную и социальную инициативы женщин. Для указанных хронологических рамок является характерным быстрый рост количества женских учебных заведений.

Деятельность церковных образовательных организаций затрагивает время реформ и контрреформ. Существование церкви в условиях меняющихся общественно-государственных парадигм, с одной стороны, предполагало возвращение соборного начала и обновление социальных институтов, с другой стороны, требовало сохранять традиционные христианские ценности (последнее остается актуальным и в наши дни).

Обращение исследователей к данной теме берет свое начало в дореволюционных публикациях, посвященных либо женскому духовному образованию в целом, начиная с открытия в 1843 г. первого в Российской империи училища для дочерей священно-церковнослужителей в Царском Селе, либо отдельным образовательным епархиальным учреждениям. Среди публикаций, размещенных в епархиальной прессе, можно выделить работы по истории Ярославского [15, с. 258-269], Астраханского [17], Тамбовского [20, с. 40-45], Смоленского [13, с. 432-442] епархиальных женских училищ. Для них характерен официально-идеалистический характер изложения с обозначением заслуг царской власти и епархиального руководства [15, с. 258], их авторы не проводят критический анализ допускавшихся в этих учреждениях ошибок педагогического или воспитательного характера. Эти публикации представляют интерес с точки зрения аккумулирования информации по истории создания и функционирования первых в России епархиальных училищ для девиц духовного звания.

На общем фоне дореволюционных публикаций выделяется статья А. Кузнецова, напечатанная в журнале «Церковные ведомости», издаваемом Св. Синодом, где автор подробно рассматривает законодательные инициативы в отношении женского духовного образования, что дает возможность выявить общие тенденции церковно-государственной политики в этом вопросе. Кроме того, статья интересна историческим обзором всех существовавших к 1909 г. женских епархиальных училищ. Так, в отношении Тобольского училища автор ошибочно указывает, что оно располагалось при Иоанно-Введенском женском монастыре в 10 верстах от Тобольска, однако причины его открытия указаны верно: «дать приют и содержание беспомощным сиротам-девицам местного духовенства, не имеющим ни крова, ни пропитания, а также дать им приличное образование и соответственное их будущему назначению воспитание и образование, чтобы они со временем могли быть достойными супругами служителей алтаря Господня» [16, с. 120-124].

Историографию дореволюционного периода можно назвать позитивистской. При наличии огромного фактического материала в работах, как правило, отсутствовал научный аппарат, а реальная картина деятельности епархиальных училищ для девиц духовного звания приукрашивалась.

Таким же тенденциозным оказался советский период, для которого характерно либо полное игнорирование данной темы, либо шаблонные установки в духе стереотипной советской модальности. В публикациях этого периода можно выделить лишь заметки, свидетельствующие только о фактическом существовании женских епархиальных училищ [32, с. 828-829].

За последние двадцать лет исследователями темы женского духовного образования в целом и функционирования епархиальных училищ для девиц духовного звания в частности, в условиях наличия широкого круга как опубликованных материалов, так и документов архивных фондов, не введенных в научный оборот, созданы публикации, использующие современные подходы в освещении данной темы.

Появились работы, касающиеся непосредственно истории создания и деятельности училищ: открытию и функционированию Омского епархиального женского училища посвящена статья Г.С. Епериной [7, с. 35-41], Ставропольского – О.И. Шафрановой. [40, с. 203-207], Московского Филаретовского – Н.П. Хлопковой [38, с. 58-63], Таврического – М.А. Агатовой [1, с. 138-145], Нижегородского – Д.В. Салаевой [35, с. 140-143], Вятского – В.Н. Тимшиной [37, с. 56-58]. Особенности организации учебного и воспитательного процесса в Омском епархиальном женском училище представлены в исследовании Н.В. Воробьевой [4, с. 1-15], Уфимском – О.С. Павловой [31, с. 57-61], Белевском – Г.С. Вельчева [3, с. 37-46], Таврическом – Л.П. Шкарлат [40, с. 67-73], Астраханском – Е.Г. Тимофеевой [36, с. 9-14]. О роли женских епархиальных училищ в системе среднего образования говорится в работах С.В. Заозерской [9, с. 115-120], И.Е. Крапоткиной [12, с. 83-87], Е.А. Андреевой [2], А.А. Чаплыгиной [39, с. 32-33], И.Е. Воронковой [5, с. 226-229].

В изучении истории женских епархиальных училищ появилась и новая, опирающаяся на междисциплинарный подход тема, посвященная психологическим аспектам их внутреннего устройства и быта [33, с. 62-67; 8, с. 334-337]. Учеными осваиваются новые методологические подходы в исследовании темы, что позволяет иначе смотреть на динамику церковно-государственных отношений, деятельность образовательных структур и гендерные проблемы в синодальный период.

Тобольское епархиальное женское училище было организовано при епископстве Варлаама (Успенского), который, прибыв на кафедру в конце 1862 г., сразу же поставил вопрос об учреждении училища. За отсутствием помещения в городе Тобольске, местом его размещения был выбран Иоанно-Введенский монастырь, впоследствии в декабре 1864 г. преобразованный из мужского в женский. Представление об открытии училища было послано в Св. Синод в декабре 1863 г., разрешение получено 17 февраля 1866 г., и 21 ноября того же года женское училище на 30 человек начало свою работу. Кроме назначенных целей в вопросах образования и воспитания девиц духовного звания, оно исполняло социальную функцию, давая приют и пропитание беспомощным сиротам – дочерям местного духовенства [10, с. 414].

Поскольку число желающих поступить в женское училище с каждым годом росло, а здания монастыря не имели достаточных помещений, на окружных съездах духовенства в 1877–1878 гг. было решено переместить училище в город Тобольск, о чем было подано ходатайство в Св. Синод. Для этих целей был приобретен дом купца Пелишева, где одновременно могли размещаться 40 воспитанниц: 30 проживали на полном казенном содержании и 10 пансионерок – с оплатой 65 руб. в год. Деньги на покупку дома большей частью были взяты из предполагавшейся к открытию пенсионной кассы духовенства Тобольской епархии [18, с. 21-22].

Вопросы содержания епархиального училища легли на Попечительство о бедных духовного звания, членами которого была составлена смета расходов на 1880–1881 учебный год в размере 4278 руб. 47 коп. Однако в январе 1881 г. обнаружилось, что целевых запланированных пожертвований в епархиальное попечительство не поступает, кроме того, в смету не вошли расходы по страхованию приобретенного для воспитанниц дома, лечению больных, вознаграждению доктору, приобретению верхней зимней и летней одежды и т. д., в общей сложности на сумму более 1000 руб., а с недоимкой по целевым взносам – более 2500 руб. Поиском недостающих средств занялся епархиальный съезд духовенства, собранный для этих целей на внеочередное заседание 11 февраля 1881 г. Он постановил: «просить епархиальное попечительство оказать духовенству помощь – покрыть дополнительную смету и недостаток по прежней, всего 2656 руб. 38 коп., из свободных сумм, духовенство же со своей стороны усугубит деятельность по сбору пожертвований в пользу сирот духовенства епархии». Однако своей резолюцией епископ Василий (Левитов) отклонил постановление съезда, предложив депутатам найти иной источник финансирования, а средства попечительства «сберегать про черный день, – особенно при нынешних неустойчивых, колеблющихся мирян к духовенству». Большинством голосов было принято решение собрать с духовенства Тобольской епархии 2000 руб., по 4 руб. со штата, а оставшиеся 656 руб. 38 коп. за счет свободных сумм епархиального попечительства; воспитанницам, окончившим курс в 1881 г., съезд единогласно решил оставить пользовавшиеся ими платья и выплатить по 10 руб. в виде единовременного пособия для каждой [18, с. 25-26].

Итогом работы епархиального съезда духовенства стало преобразование за счет местных средств Тобольского женского духовного училища в епархиальное трехклассное училище с двухгодичным обучением в каждом классе, на что указом Св. Синода № 2301 от 5 июня 1881 г. было получено разрешение [19, с. 36]. Однако такие сроки обучения имели свои неудобства. Прием воспитанниц осуществлялся не каждый, а через год, поэтому достигшие школьного возраста воспитанницы должны были ждать своей очереди целый год, а дождавшись, могли быть не приняты за неимением вакансий, так как, во-первых, количество желающих поступить росло, а, во-вторых, ученицы, не успевавшие по какому-нибудь предмету в течении двухгодичного курса, должны были оставаться в том же классе еще на два года.

Подобная ситуация побудила совет училища поставить перед преосвященным Авраамием (Летницким) вопрос о преобразовании училища из трехклассного в шестиклассное, на что 15 декабря 1886 г. была получена положительная резолюция епископа, утвержденная Св. Синодом указом № 689 от 3 марта 1887 г. Таким образом, ученицы третьего класса, проучившиеся к этому времени два года, были выпущены из училища с правами на звание домашней учительницы, а из учениц первого и второго годов обучения образовали классы со второго по четвертый: воспитанницы, получившие вполне удовлетворительные отметки, были переведены в следующие классы, а девочки со слабыми способностями оставались в прежнем классе на следующий учебный год; набор в первый класс училища предполагалось осуществить в августе [10, с. 416].

Деятельность епархиального женского училища была весьма успешной, статус училища на законодательном уровне был приравнен к женским гимназиям министерства народного просвещения. Однако первостепенная задача учреждения епархиального училища была продиктована заботой о сиротах духовного звания, которые на протяжении всего срока обучения, не имея средств к существованию, жили при училище, а окончив курс могли обеспечить себе верный заработок посредством преподавания в церковно-приходских и министерских школах [11, с. 442-443].

Заслуги Тобольских преосвященных состояли не столько в открытии епархиального женского училища, сколько в постоянном изыскании средств для его существования. Так, основатель училища преосвященный Варлаам (Успенский) ставил перед его руководством и епархиальными съездами духовенства задачу образования основного капитала, на проценты с которого деятельность училища могла осуществляться беспрепятственно, а воспитанницы, особенно сироты и дочери бедного духовенства – жить безбедно в стенах училища. Преосвященный с этой целью настойчиво приглашал церкви и причты к пожертвованиям. Кроме того, что своим распоряжением Варлаам (Успенский) все штрафные деньги, получаемые со священно-церковнослужителей, обращал в пользу училища, он сам был первым жертвователем на уставную деятельность, передав в общей сложности более 2000 руб. с целью образования именных стипендий, получатели которых назывались «пансионерками архиепископа Варлаама». 19 августа 1876 г. указом Св. Синода № 2827 данное начинание было утверждено [10, с. 417].

Основной же капитал был составлен за счет средств епархиального попечительства о бедных духовного звания в 1881 г. облигациями государственного банка и другими процентными бумагами в сумме 28206 руб. и наличными – 937 руб. 76,5 коп. Однако этих средств оказалось недостаточно, и вопрос об образовании неприкосновенного капитала, за счет которого содержались бы духовно-учебные заведения Тобольской епархии, еще неоднократно поднимался на съездах духовенства [34, с. 36-45].

Чтобы как-то облегчить участь сирот и бедных воспитанниц, по инициативе архиепископа Антония (Каржавина) 16 ноября 1908 г. по аналогии с семинарским обществом было открыто Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища. Семинарский опыт работы позволил определить цели и задачи Общества, выработать устав, избежав прежних ошибок. Деятельность комитета Общества направлялась на привлечение новых членов и увеличение его денежных средств. С этой целью через благочинных рассылались подписные и пригласительные листы, как частным, так и официальным лицам, сочувствующим задачам общества, с предложением вступить в число членов или внести посильные пожертвования на уставную деятельность [22, с. 1-2].

Социальный состав членов Общества за все время его существования оставался стабильным и, несмотря на все усилия, практически не пополнялся новыми участниками. Во внимание к заслугам архиепископа Антония (Каржавина) в деле открытия Общества, а также оказания ему материальной поддержки, членами Общества на собрании 9 февраля 1910 г. было единогласно принято решение «избрать Его Высокопреосвященство почетным членом Общества с поднесением установленного диплома» [22, с. 2].

Динамика изменения численности и состава Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Динамика изменения численности и состава Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг., чел. [Составлено по: 22-30]

Учебный год

Члены

Итого

Почетные

Пожизненные

Действительные

Соревнователи

 

1909/10

1

48

22

71

1910/11

1

45

14

60

1911/12

1

1

35

10

47

1913/14

1

39

21

61

1914/15

1

40

21

62

1915/16

 

1

37

9

47

1916/17

 

1

25

10

36

1917/18

 

2

25

7

34

 

Данные, представленные в таблице, показывают, что к революционным годам численность членов Общества имеет тенденцию к уменьшению. Тем не менее, Общество женского училища оказалось более жизнеспособным по сравнению с подобным Обществом в семинарии, которое к 1 января 1916 г. уже фактически прекратило свою деятельность, а общая сумма долгов семинаристов перед Обществом составляла более 2000 руб. [6, с. 337-341].

Важно отметить, что более заметное снижение показателей (в три раза в указанных временных рамках) наблюдается в численности членов-соревнователей, – показатель привлечения в Общество новых участников, благодаря которым пополнялся состав действительных членов, – которая сократилась почти в два раза к 1918 г., что не могло не сказаться на поступлении средств и пожертвований на уставную деятельность (см.: табл. 2).

 

Таблица 2

Структура поступления денежных средств на уставную деятельность Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг. (руб.) [Составлено по: 22-30]

Учебный год

Наличные

Возврат долга

Билеты

Итого

Членские взносы

Пожертвования

Случайные поступления

% на расходный капитал

% на запасный капитал

1909/10

122

469,16

5,80

6

9,96

200

812,92

1910/11

131

531,66

5

9,35

21,27

200

898,28

1911/12

135

278,38

2,64

8,29

30,32

100

558,63

1913/14

139

369,21

5,40

0,07

33,19

100

646,87

1914/15

94

311,19

0,07

39,49

444,75

1915/16

83

268,12

13,55

0,10

41,26

150

556,03

1916/17

76

395,98

7,57

4,75

2,50

100

586,80

1917/18

102

1493,91

11,84

66,89

449

1050

3173,64

 

Представленные данные подтверждают общую тенденцию. Сокращение численности членов Общества всех категорий отразилось и на поступлении членских взносов, которые, хотя и сокращались непропорционально уменьшению количества членов, но в абсолютном выражении упали на 37%. Кроме того, изменения в составе всех категорий Общества объясняется ежегодной недоимкой членских взносов и, соответственно, сменой категории членства или исключением из Общества участников, не оплативших полностью или вовсе не вносивших взносы в назначенное время.

Численный состав всех категорий менялся из года в год, показатели варьируются в пределах 30–80%. Для исключения из членов Общества требовалось от шести месяцев до одного года, таким образом, количество официально зарегистрированных членов не соотносится с реальным поступлением членских взносов. Например, в 1910/11 учебном году в Обществе числилось 59 членов, ежегодно уплачивающих взносы, в том числе 45 действительных и 14 членов-соревнователей. Соответственно, минимальное поступление членских взносов должно было составлять 149 руб., в том числе 135 руб. от действительных членов (минимальный взнос – 3 руб.) и 14 руб. от членов-соревнователей (минимальный взнос – 1 руб.). Однако членских взносов в этом году поступило всего 131 руб. Такая ситуация характерна для всего периода деятельности Общества. Поступление от пожертвований соответствует общей динамике и сокращается к 1918 г., достигнув минимальных значений в 268,12 руб., что на 43% меньше максимальной суммы, пожертвованной в 1910/11 учебном году.

Показатели 1917/18 учебного года, несмотря на значительное увеличение пожертвований, соответствуют общей динамике, так как сумма в 1493,91 руб. включает в себя: 1000 руб. от лотерейного выигрыша, 100 руб. от комитета епархиальных съездов и только 393,91 поступления по подписным листам, реализуемым через отцов благочинных. Лотерейный выигрыш в 1000 руб., как и пожертвованные 1050 руб. в виде облигаций государственного банка, являются единоразовыми поступлениями, и рассматриваются как исключение, не соответствующее общей динамике, и не могут учитываться при анализе поступлений в бюджет Общества.

Отдельно стоит отметить появившуюся в 1918 г. дополнительную статью дохода «Возврат долга» (характерную для подобных обществ) в пополнение доходной части путем выдачи возвратных средств воспитанницам епархиального училища. Однако, как и в случае с Обществом вспомоществования воспитанникам семинарии [14, с. 27-35], должного эффекта это не оказало, и к 1 декабря 1918 г. задолженность перед Обществом составляла более 500 руб. [30, с. 15].

Несмотря на отрицательную динамику поступления средств на уставную деятельность, нестабильный состав членов Общества и неэффективные инициативы руководства, желавшего пополнить доходную часть за счет выдачи возвратных средств воспитанницам, Обществу вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища удалось частично изменить плачевную участь сирот и бедных воспитанниц духовного звания. В таблице 3 представлена структура расходов денежных средств на уставную деятельность.

 

Таблица 3

Структура расходов денежных средств на уставную деятельность Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг. (руб.) [22-30]

Учебный год

Наличные

Итого

Обучение

Содержание

Книги

Одежда

Типография

Покупка ценных бумаг

Пособие

Ссуды

 

1909/10

170

248,75

1,58

13,60

181,95

 

615,88

1910/11

140

423,75

1.60

23,40

17.06

211,87

 

817,78

1911/12

120

205

17,42

91,73

37

 

471,15

1913/14

180

197

25

12,50

93,04

37

 

544,54

1914/15

180

134,25

10

7,85

30

 

362,10

1915/16

155

153,50

144

 

452,50

1916/17

260

170

48,13

 

478,13

1917/18

659

35,50

300

994

1988,50

 

Расходы соответствуют общей динамике на их сокращение. Нами не берется во внимание возникшая в 1917/18 учебном году ситуация, так как поступление таких больших сумм, как уже отмечалось выше, является случайным и не вписывается в общую картину, тогда как именно сокращение членских взносов и пожертвований наглядно показывает динамику. Из структуры расходов первых лет видно, что некоторые воспитанницы не могли себе позволить даже приобретение книг и необходимой верхней одежды, однако в последующие годы данная статья расходов исчезает из номенклатуры, что, однако, не говорит о том, что бедные ученицы перестали нуждаться. Необходимые для этих целей средства были перенаправлены на выдачу пособий, а в дальнейшем и возвратных ссуд. Расходы на содержание и обучение оставались стабильными, происходившие незначительные изменения колеблются в диапазоне 20–40%, что говорит о редких колебаниях общей численности опекаемых просительниц.

Хотя у Общества и появляется больше средств, одновременно возрастают и расходы на содержание, обучение, выдачу пособий, поэтому удовлетворить все прошения об оплате обучения оно оказалось не в состоянии.

Дополнительной статьей расходов в последний год существования стала выдача возвратных ссуд, на которые было потрачено 994 руб., что составляет практически 50% от общей суммы расходов. Очевидно, руководство Общества, понимая, что училище будет закрыто, пыталось облегчить будущую участь беднейших воспитанниц и сирот, оказавшихся в тяжелые революционные годы на грани голодной смерти. Подобные ситуации случались повсеместно во всех епархиях «уходившей в безвестие» церкви [21, с. 108-118].

В дореволюционные годы руководством Общества стабильно тратились деньги на приобретение ценных бумаг, доходы с которых смогли бы, при условии ежегодного роста процентной ставки, расширить благотворительные возможности. В указанных хронологических рамках запасный капитал из вносов пожизненных членов и 20% ежегодных членских взносов, обращенный в процентные бумаги, был увеличен с 300 руб. до 1050 руб.; рост составил 350%. Смена государственного строя в 1917 г. внесла коррективы в работу не только церковных благотворительных структур, но и церкви в целом, поэтому, объем такого капитала оставался на прежнем уровне и финансовые средства больше не вкладывались в ценные бумаги.

Деятельность Тобольского епархиального женского училища была организована с учетом социальных функций, которые при его учреждении играли главную роль: обеспечить беспомощных сирот и бедных девиц местного духовенства, дать им «приличное» образование и соответственное их будущему назначению воспитание. История училища насчитывает не одно десятилетие, и его закрытие связано только с гонениями большевиков на церковь.

Увеличивая с каждым годом число воспитанниц, в том числе, за счет дочерей беднейшего духовенства, руководство училища организовало Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело обеспечить решение уставных задач путем аккумулирования средств и приобретения ценных процентных бумаг государственного банка. Деятельность общества принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупки верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужды. Ее в целом можно охарактеризовать как удовлетворительную.

×

Об авторах

Александр Сергеевич Кругликов

Ханты-Мансийская епархия Русской православной церкви; Нижневартовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: al.kruglickow1983@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3661-3402
Россия, г. Нижневартовск

Список литературы

  1. Агатова М.А. Из истории женского духовного образования в Тавриде: к 150-летию создания Таврического епархиального женского училища // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 138-145.
  2. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина ХIХ – начало ХХ века: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. 202 с.
  3. Вельчев Г.С. Учебно-воспитательный процесс в Белёвском епархиальном женском училище // Духовный арсенал. 2021. № 4(6). С. 37-46.
  4. Воробьева Н.В. Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 12. С. 1-15. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11084
  5. Воронкова И.Е. Русская православная церковь и женское образование в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. (по материалам Орловского епархиального женского училища) // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 9. С. 226-229.
  6. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1916 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 23-24. С. 337-341.
  7. Еперина Г.С. Из истории Омского епархиального женского училища // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 1997. № 5. С. 35-41.
  8. Заозерская С.В. Принцип ненасилия как основа воспитания в епархиальных женских училищах России второй половины XIX – начала XX вв. // Ненасилие как образ жизни: Сборник научных статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия, Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 года. 2004. С. 334-337.
  9. Заозерская С.В. Роль епархиального женского училища в развитии женского образования на Архангельском Севере // Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: Материалы III Международной научно-практической конференции, Архангельск, 16–18 мая 2013 года; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Том Вып. 3. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. 2014. С. 115-120.
  10. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1899. № 21. С. 414-418.
  11. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1899. № 22. С. 437-443.
  12. Крапоткина И.Е. Стахеевское Епархиальное женское училище в системе среднего образования Российской империи в конце XIX – начале XX века // Малые и средние города России: прошлое, настоящее и будущее: Материалы VI Международных Стахеевских чтений (Елабуга, 22–23 ноября 2013 г.). Елабуга: Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2013. С. 83-87.
  13. Краткий очерк истории смоленского училища девиц духовного звания. Желание преосвященного Тимофея устроить в смоленской епархии женское духовное училище, определение места для училища и отыскание средств для содержания его // Смоленские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1874. № 12. С. 432-442.
  14. Кругликов А.С. Деятельность общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии в 1883–1916 гг. // Макарьевские чтения: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 21–22 сентября 2023 г.). Республика Алтай, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 27-35.
  15. Крылов А. Ярославское училище девиц духовного звания // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофиц. 1860. № 28. С. 258-269.
  16. Кузнецов А. Епархиальные училища (по поводу исполнившегося сорокалетия устава этих училищ) // Церковные ведомости. Прибавления к церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1909. № 3. С. 120-124.
  17. Леонтьев Н.Ф. Об образовании женщин. Второй выпуск воспитанниц Астраханского епархиального женского училища. СПб.: тип. дух. жур. «Странник». 1872. 20 с.
  18. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий – женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1882. № 2. С. 17-33.
  19. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий – женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1882. № 3. С. 35-43.
  20. Остроумов П. Открытие в городе Тамбове училища для девиц духовного звания // Тамбовские епархиальные ведомости за 1864 год. Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям. 1865. №1. С. 40-45.
  21. Орлова В.Д. Отражение репрессивной политики советского государства в судьбах семей последних выпускниц Тамбовского епархиального женского училища // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2017. № 5. С. 108-118.
  22. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1909/10 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1911.
  23. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1910/11 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1912.
  24. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1911/12 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913.
  25. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1915. № 1. С. 9-13.
  26. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1915. № 3. С. 45-47.
  27. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1914/15 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 11/12. С. 127-131.
  28. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1915/16 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 11/12. С. 131-135.
  29. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1916/17 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1918. № 11/12. С. 177-182.
  30. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1917/18 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1919. № 1/2. С. 14-16.
  31. Павлова О.С. Уфимское епархиальное женское училище во второй половине ХIХ – начале ХХ века: организация учебного процесса // Современная научная мысль. 2019. № 6. С. 57–61.
  32. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1. А–Е. М.: Советская энциклопедия. 1964. 832 стб.
  33. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX – начала ХХ вв. // Педагогика. 2005. № 2. С. 62-67.
  34. Порядок преобразования училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1882. № 3. С. 36-45.
  35. Салаева Д.В. К вопросу об особенностях деятельности Нижегородского епархиального женского училища // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований: сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ, Нижний Новгород, 10 декабря 2020 года. Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. С. 140-143.
  36. Тимофеева Е.Г. Организация духовного образования и воспитания в женском епархиальном училище г. Астрахани // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1(62). С. 9-14.
  37. Тимшина В.Н. Открытие Вятского епархиального женского училища: как это было // Наука третьего тысячелетия: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 05 сентября 2014 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». 2014. С. 56-58.
  38. Хлопкова Н.П. Московское Филаретовское епархиальное женское училище (1865–1918) // Российский исторический процесс: сборник научных трудов студентов, магистров и аспирантов кафедры истории России средних веков и нового времени. М.: Московский государственный областной университет. 2016. С. 58-63.
  39. Чаплыгина А.А. Роль епархиальных училищ в развитии женского образования в русской провинции девятнадцатого и начала двадцатого столетия // Культура и молодежь: от идеи к результату: Материалы LI научно-творческой конференции студентов СГИК (Самара, 18–22 апреля 2023 г.). Самара: Самарский государственный институт культуры. 2023. С. 32-33.
  40. Шафранова О.И. Ставропольское епархиальное женское училище (1875–1919) // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 3(42). С. 203-207.
  41. Шкарлат Л.П. Организация учебно-воспитательного процесса в таврическом женском епархиальном училище (1871–1872 г.) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 46. С. 67=-73.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».