Нравственные знания студентов – будущих учителей как предмет педагогического анализа
- Авторы: Гущина А.В.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 9, № 3 (2020)
- Страницы: 263-267
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/50653
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202093304
- ID: 50653
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье в русле решения проблемы воспитания нравственности будущего учителя ставится задача изучения наличного состояния нравственных знаний студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»; поясняется необходимость изучения нравственных знаний студентов о содержании категорий «мораль», «нравственность», «ценность», о золотом правиле нравственности, о различиях между моралью и нравственностью; определяется ведущий метод изучения нравственных знаний будущих учителей – метод понятийного словаря; выявляется общее и различное в представлениях первокурсников и выпускников о морали, о нравственности, о ценности, о золотом правиле нравственности, о различиях между моралью и нравственностью; обосновывается, что нравственные знания студентов первого курса представляют собой в большей степени обыденные знания, в то время как нравственные знания студентов выпускного курса наполняются научным смыслом; доказывается, что выпускники, осознавая, что нравственность есть рефлексия на себя, видят взаимосвязь между нравственностью и поведением по отношению к другому человеку, понимают, что отношение является связующим звеном между стороной сознания и поведенческой стороной нравственности учителя; раскрывается ориентация студентов выпускного курса на принимающие форму ориентира ценности, идеал, к которому будущий учитель стремится; формирование у студентов способности к морально-педагогической рефлексии нравственных знаний определяется в качестве перспектива воспитания нравственности будущих учителей.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Владимировна Гущина
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.guschina63@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе
Россия, МурманскСписок литературы
- Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Кнорус, 2017. 356 с.
- Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
- Гуревич П.С. Этика. М.: Издательство Юрайт, 2013. 516 с.
- Капустина З.Я. Нравственность как этическая структурированность человеческого бытия // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 56–61.
- Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 106–143.
- Овинова Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». 2006. № 16 (71). С. 18–21.
- Подзорова С.В. К вопросу о сущности понятия «нравственность» // Современная наука. 2011. № 2. С. 51–55.
- Соммэр Д.С. Мораль XXI века / пер. с нем. М.: Издательство «Кодекс», 2014. 480 с.
- Гущина А.В. О структуре нравственности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, № 1 (22). С. 54–58.
- Позднякова О.К. Метод понятийного словаря как метод педагогического исследования // Методология педагогики в контексте современного научного знания: сб. науч. тр. междунар. науч.-теор. конф., посв. 90-летию со дня рожд. В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / ред.-сост. А.А. Мамченко. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 111–118.
- Апресян Р.Г. Свобода // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2007. С. 266–280.
- Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999. 520 с.
- Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. 152 с.
- Позднякова О.К., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15, № 2 (4). С. 907–913.
- Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
- Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. 592 с.
- Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. С. 16–57.
- Голубева Г.А. Этика. М.: Альфа-Пресс, 2011. 368 с.
- Гуревич П.С., Палеева Н.Н. Философия культуры. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 424 с.
- Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: УРАО, 2002. 352 с.
Дополнительные файлы
