Нравственные знания студентов – будущих учителей как предмет педагогического анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье в русле решения проблемы воспитания нравственности будущего учителя ставится задача изучения наличного состояния нравственных знаний студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»; поясняется необходимость изучения нравственных знаний студентов о содержании категорий «мораль», «нравственность», «ценность», о золотом правиле нравственности, о различиях между моралью и нравственностью; определяется ведущий метод изучения нравственных знаний будущих учителей – метод понятийного словаря; выявляется общее и различное в представлениях первокурсников и выпускников о морали, о нравственности, о ценности, о золотом правиле нравственности, о различиях между моралью и нравственностью; обосновывается, что нравственные знания студентов первого курса представляют собой в большей степени обыденные знания, в то время как нравственные знания студентов выпускного курса наполняются научным смыслом; доказывается, что выпускники, осознавая, что нравственность есть рефлексия на себя, видят взаимосвязь между нравственностью и поведением по отношению к другому человеку, понимают, что отношение является связующим звеном между стороной сознания и поведенческой стороной нравственности учителя; раскрывается ориентация студентов выпускного курса на принимающие форму ориентира ценности, идеал, к которому будущий учитель стремится; формирование у студентов способности к морально-педагогической рефлексии нравственных знаний определяется в качестве перспектива воспитания нравственности будущих учителей.

Об авторах

Анна Владимировна Гущина

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.guschina63@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе

Россия, Мурманск

Список литературы

  1. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Кнорус, 2017. 356 с.
  2. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  3. Гуревич П.С. Этика. М.: Издательство Юрайт, 2013. 516 с.
  4. Капустина З.Я. Нравственность как этическая структурированность человеческого бытия // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 56–61.
  5. Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 106–143.
  6. Овинова Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». 2006. № 16 (71). С. 18–21.
  7. Подзорова С.В. К вопросу о сущности понятия «нравственность» // Современная наука. 2011. № 2. С. 51–55.
  8. Соммэр Д.С. Мораль XXI века / пер. с нем. М.: Издательство «Кодекс», 2014. 480 с.
  9. Гущина А.В. О структуре нравственности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, № 1 (22). С. 54–58.
  10. Позднякова О.К. Метод понятийного словаря как метод педагогического исследования // Методология педагогики в контексте современного научного знания: сб. науч. тр. междунар. науч.-теор. конф., посв. 90-летию со дня рожд. В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / ред.-сост. А.А. Мамченко. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 111–118.
  11. Апресян Р.Г. Свобода // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2007. С. 266–280.
  12. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999. 520 с.
  13. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. 152 с.
  15. Позднякова О.К., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15, № 2 (4). С. 907–913.
  16. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
  17. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. 592 с.
  18. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. С. 16–57.
  19. Голубева Г.А. Этика. М.: Альфа-Пресс, 2011. 368 с.
  20. Гуревич П.С., Палеева Н.Н. Философия культуры. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 424 с.
  21. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: УРАО, 2002. 352 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гущина А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».