Патриотизм как аксиологическое основание патриотической позиции учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических условиях и раскрывается значение личности учителя как образа-образца подлинного патриота России в формировании патриотического сознания, гражданской идентичности, патриотической культуры обучающихся. Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что содержание патриотической позиции учителя определяют отношения, основания которых образуют ценности, ключевой из которых является патриотизм. Осуществляется анализ понятия «патриотизм» на уровне философского, социологического, психологического и педагогического научного знания. Обосновывается, что на философском уровне патриотизм понимается как базовая нравственная ценность и принцип ответственности перед Родиной; на социологическом уровне – как механизм сплочения общества и формирования гражданской идентичности; на психологическом уровне – как личностная установка, чувство, мотив, определяющие отношение к Родине; на педагогическом уровне патриотизм связан с патриотическим воспитанием обучающихся через образовательную деятельность. Выявляется то общее, что объединяет философию, социологию, психологию и педагогику в понимании феномена патриотизма – его трактовка как ценности. Приводятся доказательства того, что патриотизм в статусе ценности определяет аксиологические основания патриотической позиции учителя: становится важным элементом аксиосферы педагога; обусловливает мировоззрение учителя, задавая основу для становления его осознанной патриотической позиции; определяет структуру и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся; обеспечивает эффективную трансляцию педагогом молодому поколению гражданских и нравственных смыслов патриотизма.

Об авторах

Елизавета Юрьевна Еремеева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: liza.eremeeva.00@bk.ru

аспирант кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет

Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, Самара; Самара

Список литературы

  1. Борытко Н.М. Теория и практика становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2001. 275 с.
  2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  3. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  4. Скибицкий М.М. Патриотизм // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 415.
  5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.
  6. Криворученко В.К. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 249–251.
  7. Машенцева Н.В., Полежаев Д.В. Патриотическая установка русского менталитета: философско-образовательный аспект // Бизнес. Образование. Право. 2010. № 3 (13). С. 193–200.
  8. Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: 19.00.11. М., 2004. 20 с.
  9. Михайлова Р.С. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества: дис. … канд. филос. наук: 19.00.11. Тверь, 2002. 181 с.
  10. Щукина Р.И. Патриотизм государственный и патриотизм местный // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2018. № 1. С. 69–76.
  11. Ивченкова М.С., Буханский И.И. Теоретические конструкты и опыт эмпирического анализа патриотизма в современной российской социологии // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15, № 2. С. 81–97.
  12. Кашапова А.И. Патриотизм как социальный феномен: сущность и специфика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10–1 (48). С. 85–88.
  13. Лебедева Л.Г., Орлова Л.В. Патриотизм как актуальная социальная ценность российских поколений // Социодинамика. 2019. № 8. С. 52–61.
  14. Галкина Е.П., Кадничанская М.И. Патриотизм как социокультурная ценность молодежи в условиях модернизации российского общества // Модернизационный потенциал российской молодежи: сб. науч. тр. Ульяновск: УлГТУ, 2017. С. 78–82.
  15. Шикун А.А. Феномен патриотизма как комплексное психическое явление и пути его формирования в условиях современного российского общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 163–169.
  16. Широкова М.А. Патриотизм как ценность самосознания современного человека // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2020. № 13. С. 127–130.
  17. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 5–21.
  18. Патриотизм // Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. С. 58.
  19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  20. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
  22. Шеин И.А. О патриотизме русской армии в войнах начала XX в. // Военный академический журнал. 2021. № 1 (29). С. 33–43.
  23. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–4. С. 778–782.
  24. Поломошнов П.А., Поломошнов А.Ф. Патриотизм как педагогическая ценность // Современные научные исследования в АПК: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Персиановский, 22 декабря 2022 г.). В 3 т. Т. III. Персиановский: Донской ГАУ, 2022. С. 74–79.
  25. Авдеенко Е.В., Перевозчикова Л.С., Черноусова И.Д. Формирование гражданской позиции и патриотического мировоззрения студенчества как приоритетная задача молодежной политики в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2024. № 7 (123). С. 15–23.
  26. Бурнацева З.М. Патриотизм как конституционная ценность современного российского общества // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». Вып. 58. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2021. С. 491–493.
  27. Егоров В.В. Патриотизм как нравственная ценность гражданского // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1, № 31. С. 302–304.
  28. Пиняева Т.Н. Патриотизм как общечеловеческая ценность // Вестник Мордовского университета. 2008. Т. 18, № 3. С. 111–112.
  29. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant. ru/405679061.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Еремеева Е.Ю., Позднякова О.К., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».