Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза
- Авторы: Добудько Т.В.1, Пугач В.И.1, Бурцев Н.П.1, Пугач О.И.1, Тюжина И.В.1, Данилюков П.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 1 (2017)
- Страницы: 182-188
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21668
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201761308
- ID: 21668
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Двухуровневая система образования «бакалавриат – магистратура», призванная обеспечить прозрачность, академическую мобильность, конкурентоспособность и интеграцию с европейскими институтами, и по сей день выступает предметом социальных, педагогических дискурсов по широкому спектру вопросов. В статье обсуждается вопрос подготовки магистров педагогического образования, формирования их общих и профессиональных компетенций, готовности к педагогической деятельности. Авторы отмечают ключевую роль информационно-технологической компетентности (ИТ-компетентности) магистрантов, увязывая ее с процессами непрерывной информатизации образования, развития электронного образовательного пространства педагогических вузов. Отмечается также, что формирование ИТ-компетентности магистрантов педагогического образования выступает одним из важнейших условий «выравнивания» обучающихся и обеспечения личностного опыта взаимодействия с электронным образовательным пространством вуза, понимаемом как комплекс, включающий электронное (преимущественно дистанционное) образование, цифровые образовательные ресурсы, программные системы электронного обучения, виртуальные процессы и ресурсы образовательной деятельности, технические средства, создающие электронное пространство. Авторы предлагают осуществлять формирование базового уровня ИТ-компетентности в рамках дисциплины «Информационные технологии», используя комплекс специально подобранных компетентностно-ориентированных заданий. Сформулированные авторами предположения получили свое подтверждение в образовательной практике, что также нашло отражение в данной статье.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Валерьяновна Добудько
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tdobudko@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараВалерий Исаакович Пугач
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vipugach@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараНиколай Павлович Бурцев
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: mammout@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараОльга Исааковна Пугач
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: olpugach@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараИрина Викторовна Тюжина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: tyugina.irina@pgsga.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараПавел Анатольевич Данилюков
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: tdobudko@mail.ru
аспирант кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараСписок литературы
- Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Итоговая аттестация и оценка исследовательской компетентности магистров педагогического образования // Вестник ЧГПУ. 2015. № 2. С. 42–52.
- Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3 (3) (35). С. 558–563.
- Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 298–301.
- Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34–37.
- Ярыгин А.Н., Аниськин В.Н. Холистичный потенциал предметной системы «ОЭФ – ИКТ» и его роль в формировании IT-компетентности учителя физики и информатики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 270–273.
- Витвицкая С.С. Компетентностный подход к построению модели-профессиограммы магистра образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4(11). С. 45–48.
- Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29–31.
- Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 5 (май). С. 21–25.
- Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Модель информационно-образовательного холизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 135–139.
- Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36–40.
- Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Котова Т.А. Специфика и особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 2(3). С. 542–545.
- Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71–73.
- Комаров К.Ю. Развитие понятийного аппарата: от воспитывающей среды к образовательному пространству // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 98–102.
- Раскина И.И. Информационные технологии как компонент предметного содержания подготовки магистров педагогического образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 6–2. С. 378–381.
- Грушевский С.П., Андрафанова Н.В. О математико-педагогических магистерских программах // Известия АлтГУ. 2013. № 2(78). С. 18–21.
- Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46–50.
- Ярыгин А.Н., Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Анализ основных проблем и особенностей современной информационно-образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета». 2014. № 3 (29). С. 343–346.
- Аниськин В.Н. Педагогическое моделирование, проектирование и конструирование холистичной информационно-образовательной среды вуза // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Самара; М.: СФ МГПУ, МГПУ, 2015. Т. VI. С. 45–51.
- Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9–13.
- Ильина Т.Ю. Педагогическая информатика как наука и учебная дисциплина для подготовки магистров физико-математического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 109. С. 7–14.
- Игошин В.И. О подготовке бакалавров и магистров педагогического образования по профилю «Математическое образование» [Электронный ресурс] // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 103–106.
- Фетисова О.Ю. Уровни развития личностного опыта исследовательской деятельности магистра педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3(46). С. 121–123.
- Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2(13). С. 59–62.
- Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Формирование и развитие учебных умений магистров педобразования при изучении дисциплины «Оценка качества знаний в системе дистанционного обучения» // Формирование учебных умений: мат-лы 3-й междунар. науч.-практ. конф. 21–22 ноября 2014 г. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. С. 10–13.
- Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Moodle как инструмент оценки сформированности компетенций магистрантов по дисциплине «Информационные технологии в управлении образовательными системами» // Информационные технологии в социальной сфере: мат-лы IV междунар. заочной науч.-практ. конф. 29 сентября 2016 г. Самара: СГСПУ, 2016. С. 19–26.
- Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Пугач В.И., Пугач О.И. Математические методы и методы компьютерного моделирования как необходимые компоненты содержания подготовки магистров педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». № 4 (23). 2015. С. 24–29.
- Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.
- Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.
- Хённер Р.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Р.К. Хённер. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 186 с.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 8–16.
- Манако А.Ф., Синица К.М. Электронные научно-образовательные пространства и перспективы их развития в контексте поддержки массовости и непрерывности // УСИМ. 2012. № 4. С. 83–92.
Дополнительные файлы
