Development of IT competence of master students of pedagogical education in the context of the pedagogical university electronic educational space development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A two-level education system «bachelor-master», designed to ensure transparency, academic mobility, competitiveness and integration with the European institutions acts as a subject of social and pedagogical discourses on a wide range of issues to this day. The paper discusses the issue of training of masters majoring in pedagogical education, the development of general and professional competencies, and readiness for pedagogical activities. The authors note the key role of IT competence of graduates, linking it with the continuous processes of education informatization, development of the electronic educational space of pedagogical universities. It is also noted that the development of IT competence of masters of pedagogical education is one of the most important conditions for «leveling» students and ensuring a personal experience with electronic educational space of the university. IT competence consists of electronic (mainly remote) education; digital learning resources; software e-learning system; virtual processes and resources of educational activities; technical means that generate electronic space. The authors propose to develop the basic level of the competence within the discipline «Information technologies» using a set of specially selected competence-oriented tasks. The assumptions made by the authors were reflected during educational practice which is also described in this paper.

About the authors

Tatyana Valeryanovna Dobudko

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: tdobudko@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Valeriy Isaakovich Pugach

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: vipugach@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Nikolay Pavlovich Burtsev

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: mammout@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Olga Isaakovna Pugach

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: olpugach@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Irina Viktorovna Tyuzhina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: tyugina.irina@pgsga.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Pavel Anatolyevich Danilyukov

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: tdobudko@mail.ru

assistant of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Итоговая аттестация и оценка исследовательской компетентности магистров педагогического образования // Вестник ЧГПУ. 2015. № 2. С. 42–52.
  2. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3 (3) (35). С. 558–563.
  3. Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 298–301.
  4. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34–37.
  5. Ярыгин А.Н., Аниськин В.Н. Холистичный потенциал предметной системы «ОЭФ – ИКТ» и его роль в формировании IT-компетентности учителя физики и информатики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 270–273.
  6. Витвицкая С.С. Компетентностный подход к построению модели-профессиограммы магистра образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4(11). С. 45–48.
  7. Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29–31.
  8. Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 5 (май). С. 21–25.
  9. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Модель информационно-образовательного холизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 135–139.
  10. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36–40.
  11. Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Котова Т.А. Специфика и особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 2(3). С. 542–545.
  12. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71–73.
  13. Комаров К.Ю. Развитие понятийного аппарата: от воспитывающей среды к образовательному пространству // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 98–102.
  14. Раскина И.И. Информационные технологии как компонент предметного содержания подготовки магистров педагогического образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 6–2. С. 378–381.
  15. Грушевский С.П., Андрафанова Н.В. О математико-педагогических магистерских программах // Известия АлтГУ. 2013. № 2(78). С. 18–21.
  16. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46–50.
  17. Ярыгин А.Н., Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Анализ основных проблем и особенностей современной информационно-образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета». 2014. № 3 (29). С. 343–346.
  18. Аниськин В.Н. Педагогическое моделирование, проектирование и конструирование холистичной информационно-образовательной среды вуза // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Самара; М.: СФ МГПУ, МГПУ, 2015. Т. VI. С. 45–51.
  19. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9–13.
  20. Ильина Т.Ю. Педагогическая информатика как наука и учебная дисциплина для подготовки магистров физико-математического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 109. С. 7–14.
  21. Игошин В.И. О подготовке бакалавров и магистров педагогического образования по профилю «Математическое образование» [Электронный ресурс] // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 103–106.
  22. Фетисова О.Ю. Уровни развития личностного опыта исследовательской деятельности магистра педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3(46). С. 121–123.
  23. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2(13). С. 59–62.
  24. Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Формирование и развитие учебных умений магистров педобразования при изучении дисциплины «Оценка качества знаний в системе дистанционного обучения» // Формирование учебных умений: мат-лы 3-й междунар. науч.-практ. конф. 21–22 ноября 2014 г. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. С. 10–13.
  25. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Moodle как инструмент оценки сформированности компетенций магистрантов по дисциплине «Информационные технологии в управлении образовательными системами» // Информационные технологии в социальной сфере: мат-лы IV междунар. заочной науч.-практ. конф. 29 сентября 2016 г. Самара: СГСПУ, 2016. С. 19–26.
  26. Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Пугач В.И., Пугач О.И. Математические методы и методы компьютерного моделирования как необходимые компоненты содержания подготовки магистров педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». № 4 (23). 2015. С. 24–29.
  27. Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.
  28. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.
  29. Хённер Р.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Р.К. Хённер. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 186 с.
  30. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 8–16.
  31. Манако А.Ф., Синица К.М. Электронные научно-образовательные пространства и перспективы их развития в контексте поддержки массовости и непрерывности // УСИМ. 2012. № 4. С. 83–92.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Dobudko T.V., Pugach V.I., Burtsev N.P., Pugach O.I., Tyuzhina I.V., Danilyukov P.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».