Техносфера вуза: среда развития информационной культуры педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследовательской работы по развитию информационной культуры педагогов как важной составляющей профессиональной культуры. Показано, что техносфера вуза является важнейшим условием для развития информационной культуры преподавателя университета. На основе анализа сущности и структуры информационной культуры преподавателя была выдвинута гипотеза о том, что эффективность развития техносферы образовательного учреждения будет влиять на развитие информационной культуры педагогов и отразится на их готовности к практическому применению информационных технологий в педагогическом процессе. Данная гипотеза обозначила цель исследования: обоснование модели развития информационной культуры у преподавателей в условиях создания и функционирования техносферы вуза. При теоретическом обосновании данной модели авторы опирались на идеи информационно-коммуникационного, компетентностного и киберонтологического подходов, особо актуальных в условиях современной киберсоциализации. Для проверки гипотезы был организован педагогический эксперимент, в котором участвовали 32 преподавателя Балтийского федерального университета (Калининград, Россия). Эксперимент проводился в три этапа: на первом констатирующем этапе была проведена диагностика отношения преподавателей к сформированности своей информационной культуры; на втором формирующем этапе была проведена апробация нашей модели развития информационной культуры педагога, не имеющая аналогов в современной педагогике высшей школы (реализована на базе собственного спецкурса, который проходил как серия обучающих семинаров); на третьем контрольном этапе провели повторную диагностику сформированности компонентов информационной культуры педагогов. Динамика наблюдалась по всем компонентам информационной культуры. Наиболее значительные изменения после внедрения предложенной модели в образовательное пространство вуза произошли по показателям сформированности операционального компонента информационной культуры (с 5,8 ед. до 9,1 ед.). Это свидетельствует об эффективности разработанной модели. Ее можно использовать при организации работы по развитию информационной культуры преподавателя вуза. Новизна исследования связана с внедрением разработанной модели в образовательное пространство вуза, которая формирует у преподавателей психологическую готовность к овладению информационными продуктами и профессиональную компетентность в реализации инновационных информационных технологий.

Об авторах

Елена Вячеславовна Потменская

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: potmenskaya@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент Института образования

Россия, г. Калининград

Елена Иосифовна Мычко

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: emychko@bk.ru

доктор педагогических наук, профессор Института образования

Россия, г. Калининград

Анна Борисовна Серых

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: annaserykh@rambler.ru

доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Института образования

Россия, г. Калининград

Светлана Евгеньевна Мазанова

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: mazasnova@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент Ресурсного цента иностранных языков

Россия, г. Калининград

Список литературы

  1. Беляев Р.В., Григорьева Е.И. Информационная культура личности: ведущие методологические подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 90–96.
  2. Калимуллин Д.Д. Информационная культура в социокультурной реальности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 58–62.
  3. Берман Н.Д. Информационная культура как основа профессиональной деятельности // Российский педагогический и психологический журнал. 2017. Т. 8, № 6–2. С. 354–358.
  4. Virkus S., Kirinic V., Redep N.B. The role of e-learning and information culture in educational institutions in transforming European education // Educational Leadership, Improvement and Change. Cham: Palgrave Pivot, 2020. P. 121–138. doi: 10.1007/978-3-030-47020-3_9.
  5. Dey B.L., Yen D., Samuel D. Digital consumer culture and digital acculturation // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 51. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.102057.
  6. Abbasova L.I., Zotova I.V., Mustafaeva Z.I. The technology of formation of future teachers’ information culture // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 113. doi: 10.1051/shsconf/202111300051.
  7. Попкова Н.В. Техносфера как объект философского исследования: дис. … д-ра филос. наук. М., 2005. 420 с.
  8. Шаповалова И.С., Гоженко Г.И. Концепция техносферы: аналитический обзор формирования и изучения // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2015. № 2. С. 51–57.
  9. Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 56–58. doi: 10.24411/1991-5497-2019-00022.
  10. Haug B.S., Mork S.M. Taking 21st century skills from vision to classroom: what teachers highlight as supportive professional development in the light of new demands from educational reforms // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 100 (9). doi: 10.1016/j.tate.2021.103286.
  11. Xie B. Construction of teacher culture in applied colleges under the background of educational informationization // Microprocessors and Microsystems. 2020. Vol. 336. doi: 10.1016/j.micpro.2020.103486.
  12. Бугакова Н.Ю. Информационная образовательная среда в техническом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3 (41). С. 7–12.
  13. Рабинович П.Д. Модель техносферы образовательного учреждения // Информатика и образование. 2013. № 2 (241). С. 10–17.
  14. Серых А.Б., Мычко Е.И. Стратегии педагогических преобразований в современном образовательном пространстве // Перспективы науки. 2019. № 2 (113). С. 228–230.
  15. Немтинов В.А., Борисенко А.Б., Морозов В.В., Немтинова Ю.В. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. С. 104–113. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113.
  16. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / под ред. В.А. Плешакова. Норильск: Ред.-изд. отдел ФГБОУ ВПО «НИИ», 2012. 244 с.
  17. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография. М.: Homo Cyberus, 2011. 400 с.
  18. Котенко В.В., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Информационная культура преподавателя вуза в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11–2. С. 354–358. doi: 10.17513/snt.38938.
  19. Матвеева Н.А., Кулиш В.В., Тумбаева Н.В. Информационная культура субъектов образовательной деятельности: проектирование социальных показателей // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 308–311.
  20. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 60–69. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69.
  21. Wardoyo C., Firmansyah R., Sunaryanto S., Nuris D.M., Wicaksono M.G.S. Contribution of teacher competence (pedagogy and personality) in teaching practice during the Covid-19 pandemic and 4.0 era // Technium Social Sciences Journal. 2020. Vol. 14, № 1. P. 66–78.
  22. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101–112. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.
  23. König J., Jaeger-Biela D.J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, iss. 4. P. 608–622. doi: 10.1080/02619768.2020.1809650.
  24. Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80–96. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Компоненты техносферы

Скачать (71KB)
3. Рисунок 2 – Информационная культура преподавателя вуза

Скачать (62KB)
4. Рисунок 3 – Развитие информационной культуры учителя

Скачать (110KB)
5. Рисунок 4 – Данные о росте информационной культуры

Скачать (33KB)

© Потменская Е.В., Мычко Е.И., Серых А.Б., Мазанова С.Е., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».