Киберсоциализация как фактор адаптации студентов вуза к условиям дистанционного обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема киберпространства, которое становится полем для обсуждения как политических, экономических, социальных проблем, так и проблем, касающихся вопросов личной жизнедеятельности, процессов обучения и развития. Процесс стихийной социализации, где агентами традиционно выступали институты семьи и образования, усложняется современными мировыми информационными компьютерными технологиями, что естественно привело к киберэволюции. Рассматривается необходимость вхождения в киберпространство сферы образования. Описывается необходимость включения студенческого сообщества в процесс обучения посредством онлайн-технологий с использованием современных платформ обучения (Moodle, Microsoft Teams и др.). В работе рассматривается феномен киберсоциализации как основной фактор социально-педагогической адаптации студентов, с необходимостью выхода на позитивную киберсоциализацию. Особый акцент делается на положительные аспекты киберсоциализации студентов, и изучаются проблемы адаптации студентов к условиям дистанционного обучения. В работе представлены результаты разработки и реализации социально-педагогической программы адаптации студентов к условиям дистанционного обучения. Проведенные исследования показали ориентированность студентов на дистанционный формат обучения, где определенная роль отводится кураторам учебных групп и преподавателям при решении проблем киберсоциализации студентов. При этом важна самостоятельность и мотивированность самих студентов в решении данной проблемы. Полученные материалы могут служить основой для понимания процесса социализации современного студента к условиям дистанционного образования.

Об авторах

Светлана Юрьевна Буренина

Псковский государственный университет

Email: lanabur@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования

Россия, Псков

Светлана Борисовна Калинина

Псковский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_kalinina@mail.ru

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой среднего общего образования и социального проектирования

Россия, Псков

Список литературы

  1. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/420237592.
  2. Баландицева Т.В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 18 с.
  3. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 162-166.
  4. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. 48 с.
  5. Магомедова М.Г. Адаптация личности студента к образовательному процессу как социокультурное явление и педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 51-53.
  6. Магомедова М.Г. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. № 4. С. 88-93.
  7. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 30 с.
  8. Смыслова Н.М. Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2012. 21 с.
  9. Белова Е.С. Социализация студента высшего учебного заведения в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=22196.
  10. Олейник Е.В., Муталова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69-72.
  11. Кучер О.Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27008.
  12. Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.
  13. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo sapiens’а до Homo cyberus’а. М.: Прометей, 2012. 212 с.
  14. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 5 (169). С. 23-36. doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36.
  15. Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 42-57. doi: 10.17759/sps.2019100404.
  16. Никитина С.В. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе киберсоциализации // Россия и мировые тенденции развития: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Омск, 13-15 мая 2019 года / науч. ред. П.Г. Макухин. Омск: Омский государственный технический университет, 2019. С. 222-228.
  17. Верейкина С.Н. О критериях успешности, успешной социализации и киберсоциализации личности // Преподаватель ХХI век. 2018. № 1-1. С. 81-87.
  18. Балыкина А.М., Плешаков В.А. О внедрении современных технологий профессиональной киберсоциализации студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=17041.
  19. Chitosca M.I. The Internet as a socializing agent of the «M Generation» // Journal of Social Informatics. 2006. Vol. 5. P. 3-21.
  20. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 320 с.
  21. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография. Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. 244 с.
  22. Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1. http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Контрольная оценка дистанционного обучения студентами (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

Скачать (37KB)
3. Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Возникли ли у вас проблемы в связи с переходом на дистанционный формат обучения?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

Скачать (22KB)
4. Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Кто в большей степени помогает вам решать проблемы при дистанционном обучении?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

Скачать (36KB)
5. Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Какая форма обучения, на ваш взгляд, наиболее удобная и эффективная с точки зрения получения знаний?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

Скачать (42KB)
6. Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Укажите свое психоэмоциональное состояние в режиме онлайн-обучения» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

Скачать (31KB)
7. Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Выберите, с какими страхами вы сталкиваетесь во время дистанционного обучения» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

Скачать (52KB)

© Буренина С.Ю., Калинина С.Б., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».