Studying the problem of developing motivation for professional and pedagogical activity among future biology teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Motivation is an internal or external force that motivates a person to act, guides his behavior, and determines the goals he strives for. It plays a crucial role in an individual's life and influences his actions, decisions and achievements, including in the field of vocational training and further work. The multifunctionality of the professional activities of biology teachers, the special demands that society places on the personality of a teacher, and the changing context of the modern educational situation determine the need to develop a solid system of professional and personal motives for future specialists. The article presents the results of a study on the development of motivation for professional and pedagogical activity among first- and fourth-year students studying in the field of «Pedagogical Education» (profile «Biological education»). Through the use of questionnaire methods, psychological and pedagogical testing, and analysis of the results of students' creative activity (the content of the pedagogical essay), data were obtained that make it possible to identify the features of professional motivation of first-year students and graduates of a pedagogical university, as well as the problems of developing the motivational sphere of future biology teachers. Based on the conducted empirical research, the conditions for the formation of professional motives of students during the development of the teaching profession are substantiated, as well as ways to maintain and develop it are proposed.

About the authors

Natalia Dmitrievna Andreeva

Herzen State Pedagogical University of Russia

Author for correspondence.
Email: naandreeva@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Teaching Methods of Biology and Ecology Department

Russian Federation, Saint Petersburg

Natalia Vladimirovna Malinovskaya

Herzen State Pedagogical University of Russia

Email: sanata10@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Teaching Methods of Biology and Ecology Department

Russian Federation, Saint Petersburg

Anastasia Sergeevna Masyutenko

Herzen State Pedagogical University of Russia

Email: nastya.masyutenko.2001@gmail.com

master student of Teaching Methods of Biology and Ecology Department

Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 304 с.
  3. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 4. С. 51–60.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.
  5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
  6. Вербицкий А.А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4. С. 3–5.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  8. Митина А.М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2004. № 2. С. 56–65.
  9. Смирнова И.Н. Глобальный человек и его «бесценное» сознание (по материалам студенческих философских эссе) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 2 (16). С. 32–42.
  10. Гарманова О.В. Применение метода эссе при изучении представлений о профессии сотрудников органов внутренних дел // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 5А. С. 629–635.
  11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 490 с.
  12. Володина С.А., Филиппов С.П. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 70–77. doi: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77.
  13. Карпова Е.В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 209–218. doi: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-17.
  14. Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов: монография. Мурманск: МГГУ, 2013. 157 с.
  15. Сухорукова Л.Н., Мирнова М.Н. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 1. С. 159–162.
  16. Веремчук А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 34–38. doi: 10.17513/srps.2284.
  17. Гагарина С.Н., Садовникова А.С. Мотивация студентов к обучению в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 5–1 (56). С. 186–190. doi: 10.24412/2500-1000-2021-5-1-186-190.
  18. Носова Т.М., Семенов А.А., Ермакова Ю.Д. Информационно-цифровые технологии в профессиональном образовании будущих учителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2024. Т. 26, № 3 (96). С. 62–69. doi: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-62-69.
  19. Корнева О.Ю., Плотникова И.В., Силифонова Е.В. Исследование уровня мотивации студентов к обучению: квантификационный подход и результаты // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. № 4 (51). С. 210–222. doi: 10.18799/26584956/2023/4/1715.
  20. Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 1. С. 21–35.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Tag clouds based on the content of the pedagogical essays "I am a teacher" by first (A) and fourth (B) year students

Download (377KB)
3. Figure 2 – Levels of professional and pedagogical motivation among first- and fourth-year students (according to N.P. Fetiskin's methodology) (average score)

Download (328KB)
4. Figure 3 – The ratio of first- and fourth-year students' opinions about the prospect of working at a school

Download (176KB)

Copyright (c) 2025 Andreeva N.D., Malinovskaya N.V., Masyutenko A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».