Изучение проблемы развития мотивации к профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей биологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мотивация является внутренней или внешней силой, побуждающей человека к действию, направляющей его поведение и определяющей цели, к которым он стремится. Она играет важнейшую роль в жизни индивида и влияет на его действия, решения и достижения, в том числе в сфере профессионального обучения и дальнейшей трудовой деятельности. Многофункциональность профессиональной деятельности педагогов-биологов, особые требования, которые предъявляет общество к личности учителя, изменение контекста современной образовательной ситуации определяют необходимость развития прочной системы профессиональных и личностных мотивов будущих специалистов. В статье представлены результаты исследования развития мотивации к профессионально-педагогической деятельности у студентов первого и четвертого курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Биологическое образование»). С помощью применения методов анкетирования, психолого-педагогического тестирования, анализа результатов творческой деятельности студентов (содержания педагогического эссе) получены данные, позволяющие выявить особенности профессиональной мотивации первокурсников и выпускников педагогического вуза, проблемы развития мотивационной сферы будущих учителей биологии. На основе проведенного эмпирического исследования обоснованы условия формирования профессиональных мотивов обучающихся в ходе освоения педагогической профессии, а также предложены способы ее поддержания и развития.

Об авторах

Наталья Дмитриевна Андреева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: naandreeva@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург

Наталия Владимировна Малиновская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: sanata10@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург

Анастасия Сергеевна Масютенко

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: nastya.masyutenko.2001@gmail.com

магистрант кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 304 с.
  3. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 4. С. 51–60.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.
  5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
  6. Вербицкий А.А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4. С. 3–5.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  8. Митина А.М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2004. № 2. С. 56–65.
  9. Смирнова И.Н. Глобальный человек и его «бесценное» сознание (по материалам студенческих философских эссе) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 2 (16). С. 32–42.
  10. Гарманова О.В. Применение метода эссе при изучении представлений о профессии сотрудников органов внутренних дел // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 5А. С. 629–635.
  11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 490 с.
  12. Володина С.А., Филиппов С.П. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 70–77. doi: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77.
  13. Карпова Е.В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 209–218. doi: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-17.
  14. Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов: монография. Мурманск: МГГУ, 2013. 157 с.
  15. Сухорукова Л.Н., Мирнова М.Н. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 1. С. 159–162.
  16. Веремчук А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 34–38. doi: 10.17513/srps.2284.
  17. Гагарина С.Н., Садовникова А.С. Мотивация студентов к обучению в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 5–1 (56). С. 186–190. doi: 10.24412/2500-1000-2021-5-1-186-190.
  18. Носова Т.М., Семенов А.А., Ермакова Ю.Д. Информационно-цифровые технологии в профессиональном образовании будущих учителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2024. Т. 26, № 3 (96). С. 62–69. doi: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-62-69.
  19. Корнева О.Ю., Плотникова И.В., Силифонова Е.В. Исследование уровня мотивации студентов к обучению: квантификационный подход и результаты // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. № 4 (51). С. 210–222. doi: 10.18799/26584956/2023/4/1715.
  20. Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 1. С. 21–35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Облака тегов, составленные по содержанию педагогических эссе «Я – учитель» студентов первого (А) и четвертого (Б) курсов

Скачать (377KB)
3. Рисунок 2 – Уровни развития профессионально-педагогической мотивации у студентов первого и четвертого курсов (по методике Н.П. Фетискина) (средний балл)

Скачать (328KB)
4. Рисунок 3 – Соотношение мнений студентов первого и четвертого курсов относительно перспективы работать в школе

Скачать (176KB)

© Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Масютенко А.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».