Training programming to prospective IT teachers: tasks with a spiral-increasing complexity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper discusses one of the urgent problems of prospective IT teachers’ training – the development of a special competence: the ability to use the programming methodology for solving tasks of the school «Computer Science» course. In contrast to the classical approach in teaching methods, when each topic under the section «Programming» is fixed by the solution of a number of simple tasks, we propose to solve problems with spirally increasing complexity (such tasks will be understood as large projects, the implementation of which can be improved throughout the study of the programming course, while at each stage the result of the work will be a full-fledged workable program). Any «round» of the solution, except for the first one, can be omitted without loss of functionality, and each block of the task can be independently evaluated by students. The paper provides an example of such a problem, describes in detail the stages of its solution, as well as the evaluation system. This technique has been tested at Samara State University of Social Sciences and Education with the students majoring in 44.03.01 Pedagogical Education («Computer Science»). The proposed method has shown good results both in the field of motivation and in terms of learning.

About the authors

Valeriy Isaakovich Pugach

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: vipugach@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Irina Viktorovna Tyuzhina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: dojdlivaia@bk.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Elena Leonidovna Makarova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: maklen2007@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Бороненко Т.А. Методическая система обучения информатике и учебный предмет // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. № 2. С. 117–123.
  2. Добудько Т.В., Пугач В.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студентов. Самара: СамГПИ, 1993. 256 с.
  3. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя / А.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, В.Р. Имакаев, О.Н. Новикова и др. // Информатика и образование. 2010. № 4. С. 3–11.
  4. Лаптев В.В., Рыжова Н.И. Концепция фундаментализации образования в области информатики и ее реализация в педагогическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. Т. 2, № 3. С. 124–135.
  5. Лапчик М.П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 130.
  6. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 6–15.
  7. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. 350 с.
  8. Кудрявцева И.А., Швецкий М.В. Элементы теоретического программирования: комбинаторная логика и теория типов: учеб. пособие к курсу «Программирование». СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. 488 с.
  9. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы / А.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, В.Р. Имакаев, О.Н. Новикова // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 7 (75). С. 88–96.
  10. Могилев А.В. Авторская программа профильного курса по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2006. № 8. С. 22–28.
  11. Слинкин Д.А. Обучение программированию: выбор системы программирования из нескольких альтернатив // Информационно-коммуникационные технологии в образовании: межвуз. сб. науч. тр.; мат-лы студ. науч. конф. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 56–63.
  12. Абрамян М.Э. 1000 задач по программированию. Ч. I. Скалярные типы данных, управляющие операторы, процедуры и функции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. 43 с.
  13. Мезенцев А.В. Сборник задач по программированию с примерами. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2011. 36 с.
  14. Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 304 с.
  15. Гребнева Д.М. Проектирование содержания курса «Основы робототехники» для студентов педагогических вузов // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12–2. С. 313–316.
  16. Бунаков П.Ю., Лопатин А.К. Формирование компетентности будущих учителей информатики в области программирования // Современные информационные технологии в образовании: мат-лы XXVIII междунар. конф. Троицк–М.: Московский издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова, 2017. С. 321–323.
  17. Газейкина А.И. Обучение программированию будущего учителя информатики // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 45–48.
  18. Слинкин Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 167 с.
  19. Беленкова М.А., Рожина И.В. Формирование у будущих учителей информатики компетенции в области проектной деятельности // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2015. № 1. С. 67–71.
  20. Дятлова Л.И. Метод проектов в подготовке специалистов в сфере информационных технологий и программирования // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 5. С. 20–21.
  21. Лапчик М.П., Федорова Г.А. Инновационный подход к подготовке педагогических кадров в области информатизации образования // Преподаватель XXI век. 2016. № 4–1. С. 28–41.
  22. Конова Е.А., Поллак Г.А. Обучение программированию с использованием метода кейсов // Совет ректоров. 2012. № 2. С. 57–63.
  23. Юрьева Т.А., Чалкина Н.А., Лебедь О.А. Применение кейс-метода в обучении бакалавров основам программирования // Педагогические науки. 2016. № 7. 78–82.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Chart of performance in the control group

Download (8KB)
3. Figure 2 - Diagram of performance in the experimental group

Download (9KB)

Copyright (c) 2019 Pugach V.I., Tyuzhina I.V., Makarova E.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».