Preparing future teachers to teach history of mathematics at school using digital technologies

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the specifics of the methodology for preparing future teachers to teach the history of mathematics in school using digital technologies. The need for students of a pedagogical university to study the history of mathematics, as well as ways and methods of applying historical material in lessons and extracurricular activities, is due to the desire to increase the cognitive interest of students and improve the quality of mathematical training of modern schoolchildren. The special academic discipline «Studying the history of mathematics in secondary general and higher education» is currently taught only to students of the master's degree in Mathematics and Computer Science in the context of digitalization of education. The teaching methodology developed by the author of the article is based on a variety of ways to use digital resources and services in the educational process. Its effectiveness is confirmed by the results of a pedagogical experiment conducted on the basis of the Samara State University of Social Sciences and Education. In the course of the research, such methods as analysis, synthesis, generalization, observation, comparison, modeling, questioning, testing, etc. were used. The experience presented in the article of forming students' readiness to teach the history of mathematics at school can be used by teachers of pedagogical universities who provide professional training for mathematics teachers.

About the authors

Ekaterina Dmitrievna Makeeva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: makeeva.ed@mail.ru

doctor of historical sciences, associate professor, professor of Physics, Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Безенкова Е.В. Цифровые технологии при работе с элементами истории математики в школе // Математический вестник Вятского государственного университета. 2023. № 2 (29). С. 11–15.
  2. Бурова H.A. История математики: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. 168 с.
  3. Гильмуллин М.Ф. История математики: учеб. пособие. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. 212 с.
  4. Зверкина Г.А. История математики: учеб. пособие. М.: МИИТ, 2005. 108 с.
  5. Малых А.Е., Пестерева В.Л. Использование исторических сведений в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 3. С. 60–64.
  6. Сидубаева Т.В. Изучение истории математики в основной школе // Actual scientific research 2018: мат-лы XXXVII междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 27 апреля 2018 г.). М.: Научный центр «Олимп», 2018. С. 574–576.
  7. Ахтамова С.С., Филиппова С.А. Технология изучения курса «История математики»: от теории к профессиональной культуре будущего учителя // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. науч. ст. 2021. № 12 (21). С. 85–89.
  8. Бурлакова Т.В., Румянцева И.Б. О профессиональной направленности преподавания курса «История математики» в педагогическом вузе // Математика в школе. 2019. № 1. С. 10–17.
  9. Дяченко С.И. Курс истории математики как средство профессиональной направленности студентов педвуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 1. С. 75–80.
  10. Игнатушина И.В. Цифровые инструменты обучения истории математики студентов педагогического вуза // Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. в рамках IV междунар. форума по математическому образованию. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2023. С. 201–206.
  11. Тарас О.Б. Роль истории математики в математическом образовании // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (37). С. 114–115.
  12. Томилова A.Е. Методика отбора содержания курса истории математики и его реализации в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998. 20 с.
  13. Субботина И.В. О преподавании курса «История математики» в педагогическом вузе // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: мат-лы II междунар. науч. конф. (Москва, 2–4 октября 2014 г.). М.: МПГУ, 2014. С. 342–343.
  14. Тиллашев X., Умаров А. О принципе историзма в обучении школьному курсу математики // Современные проблемы методики преподавания математики. М.: Просвещение, 1985. С. 294–301.
  15. Смолякова Д.В. Формы организации занятий по истории математики в педагогическом вузе // Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции: мат-лы всерос. конф. (Томск, 3–4 ноября 2004 г.). Томск: Томский государственный педагогический университет, 2004. С. 183–186.
  16. Протасова Е.В., Сенчук Е.Г. Самостоятельная работа студентов в процессе изучения истории математики в педагогическом вузе // Развивающий потенциал математического образования: школа–вуз. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2015. С. 57–71.
  17. Шевцова Ю.В. Методическое обеспечение курса истории математики в вузе: проблемы и поиски решения // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2022. № 3 (30). С. 64–71.
  18. Макеева Е.Д. Преподавание вопросов истории математики студентам магистратуры педагогического вуза // Актуальные вопросы науки и образования: сб. мат-лов X междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 8 июля 2024 г.). М.: Центр развития образования и науки, 2024. С. 65–68.
  19. Жизнь замечательных людей физико-математического факультета: изд. посв. 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Т. 1 / cост. В.Н. Аниськин, Л.И. Бордунова, Л.П. Токмакова; отв. ред. В.Н. Аниськин. Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. 573 с.
  20. Жизнь замечательных людей физико-математического факультета: изд. посв. 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Т. 2 / сост. В.Н. Аниськин, Л.И. Бордунова, А.С. Тарновский, Л.П. Токмакова; отв. ред. В.Н. Аниськин. Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. 571 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Results of diagnostics of the cognitive component at the ascertaining stage of the experiment

Download (175KB)
3. Figure 2 – Results of diagnostics of the motivational component at the ascertaining stage of the experiment

Download (167KB)
4. Figure 3 – Results of diagnostics of the cognitive component at the control stage of the experiment

Download (169KB)
5. Figure 4 – Results of diagnostics of the motivational component at the control stage of the experiment

Download (170KB)
6. Figure 5 – Results of diagnostics of the activity component at the control stage of the experiment

Download (175KB)

Copyright (c) 2025 Makeeva E.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».