Подготовка будущих учителей к преподаванию вопросов истории математики в школе с использованием цифровых технологий
- Авторы: Макеева Е.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 156-161
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/313684
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141308
- ID: 313684
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности методики подготовки будущих учителей к преподаванию вопросов истории математики в школе с использованием цифровых технологий. Необходимость изучения студентами педагогического вуза истории математики, а также способов и методов применения исторического материала на уроках и во внеурочной деятельности обусловлена стремлением повысить познавательный интерес обучающихся и улучшить качество математической подготовки современных школьников. Специальная учебная дисциплина – «Изучение истории математики в среднем общем и высшем образовании» в настоящее время преподается только студентам магистратуры профиля подготовки «Математика и информатика в условиях цифровизации образования». Методика ее преподавания, разработанная автором статьи, опирается на разнообразные способы использования цифровых ресурсов и сервисов в учебном процессе. Ее эффективность подтверждена результатами педагогического эксперимента, который проводился на базе Самарского государственного социально-педагогического университета. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение, моделирование, анкетирование, тестирование и др. Представленный в статье опыт формирования готовности студентов к преподаванию вопросов истории математики в школе может использоваться преподавателями педагогических вузов, осуществляющих профессиональную подготовку учителей математики.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Дмитриевна Макеева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: makeeva.ed@mail.ru
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, г. СамараСписок литературы
- Безенкова Е.В. Цифровые технологии при работе с элементами истории математики в школе // Математический вестник Вятского государственного университета. 2023. № 2 (29). С. 11–15.
- Бурова H.A. История математики: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. 168 с.
- Гильмуллин М.Ф. История математики: учеб. пособие. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. 212 с.
- Зверкина Г.А. История математики: учеб. пособие. М.: МИИТ, 2005. 108 с.
- Малых А.Е., Пестерева В.Л. Использование исторических сведений в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 3. С. 60–64.
- Сидубаева Т.В. Изучение истории математики в основной школе // Actual scientific research 2018: мат-лы XXXVII междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 27 апреля 2018 г.). М.: Научный центр «Олимп», 2018. С. 574–576.
- Ахтамова С.С., Филиппова С.А. Технология изучения курса «История математики»: от теории к профессиональной культуре будущего учителя // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. науч. ст. 2021. № 12 (21). С. 85–89.
- Бурлакова Т.В., Румянцева И.Б. О профессиональной направленности преподавания курса «История математики» в педагогическом вузе // Математика в школе. 2019. № 1. С. 10–17.
- Дяченко С.И. Курс истории математики как средство профессиональной направленности студентов педвуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 1. С. 75–80.
- Игнатушина И.В. Цифровые инструменты обучения истории математики студентов педагогического вуза // Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. в рамках IV междунар. форума по математическому образованию. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2023. С. 201–206.
- Тарас О.Б. Роль истории математики в математическом образовании // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (37). С. 114–115.
- Томилова A.Е. Методика отбора содержания курса истории математики и его реализации в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998. 20 с.
- Субботина И.В. О преподавании курса «История математики» в педагогическом вузе // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: мат-лы II междунар. науч. конф. (Москва, 2–4 октября 2014 г.). М.: МПГУ, 2014. С. 342–343.
- Тиллашев X., Умаров А. О принципе историзма в обучении школьному курсу математики // Современные проблемы методики преподавания математики. М.: Просвещение, 1985. С. 294–301.
- Смолякова Д.В. Формы организации занятий по истории математики в педагогическом вузе // Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции: мат-лы всерос. конф. (Томск, 3–4 ноября 2004 г.). Томск: Томский государственный педагогический университет, 2004. С. 183–186.
- Протасова Е.В., Сенчук Е.Г. Самостоятельная работа студентов в процессе изучения истории математики в педагогическом вузе // Развивающий потенциал математического образования: школа–вуз. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2015. С. 57–71.
- Шевцова Ю.В. Методическое обеспечение курса истории математики в вузе: проблемы и поиски решения // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2022. № 3 (30). С. 64–71.
- Макеева Е.Д. Преподавание вопросов истории математики студентам магистратуры педагогического вуза // Актуальные вопросы науки и образования: сб. мат-лов X междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 8 июля 2024 г.). М.: Центр развития образования и науки, 2024. С. 65–68.
- Жизнь замечательных людей физико-математического факультета: изд. посв. 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Т. 1 / cост. В.Н. Аниськин, Л.И. Бордунова, Л.П. Токмакова; отв. ред. В.Н. Аниськин. Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. 573 с.
- Жизнь замечательных людей физико-математического факультета: изд. посв. 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Т. 2 / сост. В.Н. Аниськин, Л.И. Бордунова, А.С. Тарновский, Л.П. Токмакова; отв. ред. В.Н. Аниськин. Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. 571 с.
Дополнительные файлы
