The use of digital technologies in the educational process of basic general, secondary general and secondary vocational education on the example of the study of regional studies (history of the Samara Region)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The development of the information society and the technological development of the Russian Federation poses new challenges for pedagogy. The main trend in the development of modern Russian education is a combination of both traditional values aimed at the formation of patriotism, Russian civic identity, morality, and the digitalization of education. This article discusses the role, significance, and impact on the quality of knowledge of students of digital technologies in the educational process of studying regional studies of secondary general and secondary vocational education (on the example of studying the history of the Samara Region). The authors consider both widely used digital technologies (work in the Microsoft PowerPoint program; use of films; Internet resources; work in the Microsoft Word program) and digital technologies introduced into the educational process. Particular attention is paid to the peculiarities of assimilation of information by students of the considered ICT resources in different age groups. Development and testing of scientific and methodological support of regional history in the educational process, taking into account the use of digital technologies, includes the following aspects: theoretical description of digital technologies; the possibility of introducing into the educational process the study of regional studies; description of the pedagogical experiment.

About the authors

Arina A. Sukhorukova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: arinasuhorukowa98@gmail.com

master student of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Sergey O. Buranok

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: witch-king-1@mail.ru

doctor of historical sciences, associate professor, vice rector for research work, professor of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71937200.
  4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
  5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base. garant.ru/401433920.
  7. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ. https:// edu.gov.ru/national-project.
  8. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ. https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos.
  9. Ерёмина Т.Ю. Региональная система патриотического воспитания в общеобразовательных организациях // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: докл. и мат-лы XIV междунар. науч. конф. В 2 ч., ч. 1 / под общ. ред. И.М. Ильинского; науч. ред. Ч.К. Ламажаа (14–16 декабря 2017 г.). М.: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2017. С. 78–85.
  10. Молчанова А.В. Сетевое научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11–4. С. 82–85.
  11. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Хабаровск, 2011. 28 с.
  12. Булатова З.А., Абулханова Г.А., Магафурова О.А. Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС // Новые технологии в материаловедении: мат-лы I науч.-практ. конф. с междунар. уч. / отв. ред. У.Ш. Шаяхметов. Уфа, 2015. С. 292–295.
  13. Клевцова Н.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций в обучении иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 17 с.
  14. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009. 133 с.
  15. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5–11 классы. М.: Вако, 2009. 288 с.
  16. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 350 с.
  17. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? М.: Изд-во «Первое сентября», 2010. 13 с.
  18. Широков Е.А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Молодой ученый. 2014. № 6–3 (65). С. 49–52.
  19. Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В. Влияние цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4. С. 223–242. doi: 10.25588/cspu.2020.157.4.014.
  20. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Историко-педагогические чтения. 2016. № 20–3. С. 23–31.
  21. Бабаева Т.Б. К вопросу о применении презентаций на уроках истории, обществознания и МХК в общеобразовательной школе // Актуальные вопросы истории, философии, права и педагогики: сб. ст. Национальной науч.-практ. конф. с междунар. уч. / под ред. Т.В. Гордовой, А.С. Соколова, А.А. Щевьева. 25–26 марта 2019 г. Рязань: Созвездие, 2019. С. 134–136.
  22. Репинецкий А.И., Козловская Г.Е., Королев А.И., Ремезова Л.А. История Самарского края. Основное общее образование: учеб. пособие. 3-е изд. В 2 ч., ч. 2. М.: Просвещение, 2021. 192 с.
  23. Орлов В.О. Исторические фильмы на уроках истории в общеобразовательной школе // Студенческие чтения: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Дроботушенко, О.А. Яремчук. Вып. 14. Чита: ЗабГУ, 2022. С. 168–179.
  24. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/12181695.
  25. Репинецкий А.И., Козловская Г.Е., Королев А.И., Ремезова Л.А. История Самарского края. Основное общее образование: учеб. пособие. 3-е изд. В 2 ч., ч. 1. М.: Просвещение, 2021. 160 с.
  26. Виртуальные выставки РГА в г. Самаре [Электронный ресурс] // Российской государственный архив в г. Самаре. https://rga-samara.ru/demonstration.
  27. Зайцева М.А., Лысак А.П., Дорофеев С.Ю. Технология создания виртуальных интерактивных туров Rubius 3DTourkit // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317, № 5. С. 97–102.
  28. Курков Д.С., Бирюзов Д.А., Трясучкин В.А., Савинов К.Н. Применение виртуальной реальности при проведении лабораторных и практических занятий // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 4. С. 45–48.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

Download (44KB)
3. Рисунок 2 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

Download (70KB)
4. Рисунок 3 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

Download (63KB)
5. Мост

Download (265KB)
6. Здание

Download (257KB)

Copyright (c) 2023 Sukhorukova A.A., Buranok S.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».