Применение цифровых технологий в рамках образовательного процесса основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования на примере изучения регионоведения (истории Самарской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Формирование информационного общества и технологическое развитие Российской Федерации ставит новые задачи перед педагогикой. Основная тенденция развития современного российского образования представляет собой сочетание как традиционных ценностей, направленных на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, нравственности, так и цифровизации обучения. В данной статье рассматривается роль, значение и влияние на качество знаний обучающихся цифровых технологий (ИКТ-ресурсов) в образовательном процессе изучения регионоведения в рамках среднего общего и среднего профессионального образования (на примере изучения истории Самарской области). Авторы рассматривают как широко применяемые ИКТ-ресурсы (работа в программе Microsoft PowerPoint; использование фильмов; интернет-ресурсы; работа в программе Microsoft Word), так и внедряемые в образовательный процесс цифровые технологии (использование технологий технопарка: 3D-принтер; панорамная камера). Особое внимание уделяется особенностям усвоения информации обучающимися рассматриваемых ИКТ-ресурсов в разных возрастных группах. Разработка и апробация научно-методического сопровождения региональной истории в образовательном процессе с учетом использования цифровых технологий включает в себя следующие аспекты: теоретическое описание ИКТ-ресурсов; возможность внедрения в образовательный процесс изучения регионоведения; описание педагогического эксперимента.

Об авторах

Арина Андреевна Сухорукова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: arinasuhorukowa98@gmail.com

магистрант кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Сергей Олегович Буранок

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: witch-king-1@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе, профессор кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71937200.
  4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
  5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base. garant.ru/401433920.
  7. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ. https:// edu.gov.ru/national-project.
  8. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ. https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos.
  9. Ерёмина Т.Ю. Региональная система патриотического воспитания в общеобразовательных организациях // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: докл. и мат-лы XIV междунар. науч. конф. В 2 ч., ч. 1 / под общ. ред. И.М. Ильинского; науч. ред. Ч.К. Ламажаа (14–16 декабря 2017 г.). М.: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2017. С. 78–85.
  10. Молчанова А.В. Сетевое научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11–4. С. 82–85.
  11. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Хабаровск, 2011. 28 с.
  12. Булатова З.А., Абулханова Г.А., Магафурова О.А. Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС // Новые технологии в материаловедении: мат-лы I науч.-практ. конф. с междунар. уч. / отв. ред. У.Ш. Шаяхметов. Уфа, 2015. С. 292–295.
  13. Клевцова Н.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций в обучении иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 17 с.
  14. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009. 133 с.
  15. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5–11 классы. М.: Вако, 2009. 288 с.
  16. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 350 с.
  17. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? М.: Изд-во «Первое сентября», 2010. 13 с.
  18. Широков Е.А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Молодой ученый. 2014. № 6–3 (65). С. 49–52.
  19. Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В. Влияние цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4. С. 223–242. doi: 10.25588/cspu.2020.157.4.014.
  20. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Историко-педагогические чтения. 2016. № 20–3. С. 23–31.
  21. Бабаева Т.Б. К вопросу о применении презентаций на уроках истории, обществознания и МХК в общеобразовательной школе // Актуальные вопросы истории, философии, права и педагогики: сб. ст. Национальной науч.-практ. конф. с междунар. уч. / под ред. Т.В. Гордовой, А.С. Соколова, А.А. Щевьева. 25–26 марта 2019 г. Рязань: Созвездие, 2019. С. 134–136.
  22. Репинецкий А.И., Козловская Г.Е., Королев А.И., Ремезова Л.А. История Самарского края. Основное общее образование: учеб. пособие. 3-е изд. В 2 ч., ч. 2. М.: Просвещение, 2021. 192 с.
  23. Орлов В.О. Исторические фильмы на уроках истории в общеобразовательной школе // Студенческие чтения: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Дроботушенко, О.А. Яремчук. Вып. 14. Чита: ЗабГУ, 2022. С. 168–179.
  24. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/12181695.
  25. Репинецкий А.И., Козловская Г.Е., Королев А.И., Ремезова Л.А. История Самарского края. Основное общее образование: учеб. пособие. 3-е изд. В 2 ч., ч. 1. М.: Просвещение, 2021. 160 с.
  26. Виртуальные выставки РГА в г. Самаре [Электронный ресурс] // Российской государственный архив в г. Самаре. https://rga-samara.ru/demonstration.
  27. Зайцева М.А., Лысак А.П., Дорофеев С.Ю. Технология создания виртуальных интерактивных туров Rubius 3DTourkit // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317, № 5. С. 97–102.
  28. Курков Д.С., Бирюзов Д.А., Трясучкин В.А., Савинов К.Н. Применение виртуальной реальности при проведении лабораторных и практических занятий // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 4. С. 45–48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

Скачать (44KB)
3. Рисунок 2 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

Скачать (70KB)
4. Рисунок 3 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

Скачать (63KB)
5. Мост

Скачать (265KB)
6. Здание

Скачать (257KB)

© Сухорукова А.А., Буранок С.О., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».