The content and development of biochemical concepts in the school course of biology

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article reveals the content of biochemical concepts constituting school biology course, shows their development during the study of all the units of the subject mentioned above: from the vegetable organism to the general laws of nature. Biology as a school subject is a system of biological concepts, developing in a logical sequence. The handling of the relevant concepts shows the degree of assimilation of biological knowledge. That is why the teacher’s work on assimilation and development of biological concepts is so important. The study of biochemical concepts is included in the school course of biology. They can be classified according to the nature of the content, along with morphological, anatomical concepts etc. Some biochemical concepts belong to the group of basic biological concepts, i.e. concepts about the biological regularities concerning with the whole wildlife. They are: «metabolism and interchange of energy», «nutrition», «breathing», «selection», «photosynthesis». A number of biochemical concepts such as «proteins», «carbohydrates», «vitamins», «enzymes» and some others are special, as they are studied within a specific section. The article analyzes school curricula and textbooks on biology; it allows making a conclusion that biochemical concepts are formed and developed throughout the biology course from 6 to 11 grades. There is a succession in formation and development of these notions: at first they are special and are studied as processes characterizing the functioning of a plant; considering the processes occurring in animal organism, biochemical concepts become general. In the «General Biology» unit they become special again. Such regularity is substantiated by the logic of construction of biological material. The formation of biochemical concepts is contributed to by all kinds of verbal, visual and practical methods of teaching biology, the role of the latter is particularly important. It requires the use of activity approach during the formation of biochemical concepts, because one of the conditions for their proper formation is the application of knowledge in practice. Skills acquired by students are the indicators of the effectiveness of education, together with the amount of subject knowledge.

About the authors

Irina Vyacheslavovna Nalivayko

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: naliirina@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

Natalya Gennadevna Bobrova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bobrova_ng@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

References

  1. Усова А.В. Условия успешного формирования у учащихся научных понятий // Наука и школа. 2006. № 4. С. 57-59.
  2. Ховрин А.Н. Понятие «обмен веществ и превращение энергии» как системообразующее в содержании раздела «Человек» курса биологии в общеобразовательной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1 (9). С. 106-110.
  3. Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в Российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 415 с.
  4. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
  5. Матюшенко Е.Е. Методические основы формирования генетических понятий в профильном курсе биологии // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 31-34.
  6. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. Вопросы теории и методики обучения биологии: Учебное пособие для студентов-заочников. Самара: Издательство СГПУ, 2003. 175 с.
  7. Биологическая химия: Пособие-практикум для студентов биолого-химического факультета / Составители: Л.П. Наливайко, В.М. Астафьев, И.В. Наливайко. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 116 с.
  8. Филиппович Ю.Б., Ковалевская Н.И., Севастьянова Г.А. Биологическая химия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.И. Ковалевской. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 256 с.
  9. Учебно-исследовательские экспериментальные работы, задачи и упражнения по биохимии: Для студентов естественно-географического факультета / Сост. И.В. Наливайко, Л.П. Наливайко. Самара: Изд-во СамГПУ, 2008. 46 с.
  10. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в образовательной школе в условиях ФГОС: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
  11. Ахметова Л.В. Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 155-160
  12. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Графф, 2010. 240 с.
  13. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2013. 304 с.
  14. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007. 272 с.
  15. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник № 2 (7). Самара: ПГСГА, 2014. С. 11-15.
  16. Боброва Н.Г. Аспекты применения технологии обучения в сотрудничестве при организации практической деятельности учащихся на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 7. С. 31-35.
  17. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Графф, 2013. 240 с.
  18. Лисун Н.М. Формирование понятия «обмен веществ» в курсе общей биологии 10-11 класса: дис. … канд. пед. наук (13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания). Челябинск, 2011. 187 с.
  19. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология: 10 класс: базовый уровень учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Графф, 2010. 224 с.
  20. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2013. 240 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Nalivayko I.V., Bobrova N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».