Features of the moral development of the personality of a teenager – a student of the cadet corps

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper raises a question of the moral development of the personality of cadet corps students. The specificity of the educational process in the cadet corps is indicated, which affects the development of cadets’ personality in general and their moral development in particular. The age limits of adolescence are presented and its main features are revealed: the desire for adulthood, puberty, communication with peers as a leading activity, inconsistency of behavior. The analysis of the features of the moral development of the personality of cadet corps students is based on the provisions of developmental psychology, which determine the specifics of adolescence as a stage in the development of the personality, on the provisions of pedagogy, which interpret moral education as a process of assimilation of moral values. The personality traits inherent in adolescents are analyzed in the context of the educational space of the cadet corps. It is substantiated that the moral development of adolescent cadets is carried out in the conditions of determining professional preferences by cadets through the assimilation of the moral foundations of the profession (military, employee of the Ministry of Internal Affairs – depending on the departmental affiliation of the cadet corps); gender homogeneity of the composition of students; development of the cadet fraternity, leading to the establishment of strong and long-term friendly relations; enrichment of the value sphere of consciousness of adolescents at the expense of moral and professional values.

About the authors

Ivan Aleksandrovich Larin

Samara Cadet Corps of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: larin_ivan1980@mail.ru

head of Rear Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11 (130). С. 247–254.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
  3. Мухина В.В. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.
  5. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
  6. Мачульская И.А., Мачульский Д.А. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов) // Территория науки. 2017. № 3. С. 65–68.
  7. Додова Л.М., Константиниди Л.Ю. Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов // Евразийский союз ученых. 2015. № 6–6 (15). С. 54–56.
  8. Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 1. С. 45–49.
  9. Нравственное воспитание личности: учеб.-метод. рекомендации / сост. З.С. Левчук, Г.И. Зайчук. Брест: БрГУ, 2002. 43 с.
  10. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. СПб.; М.: КСП+; Ювента, 1998. 345 с.
  11. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  12. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  13. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  14. Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
  15. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  16. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  17. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика / пер. с болг. С. Волчановой. Минск: Белгосуниверситет, 1998. 183 с.
  18. Дульнева Т.М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России // Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28). С. 74–83.
  19. Балашов Л.Е. Этика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Кᵒ, 2019. 382 с.
  20. Добро // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 75–77.
  21. Зло // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 96–98.
  22. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. 356 с.
  23. Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М.: Знание, 1987. 40 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Larin I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».