Внеучебная воспитательная деятельность в развитии профессиональной идентичности будущего учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована актуальность изучения проблемы влияния внеучебной воспитательной деятельности в вузе на развитие профессиональной идентичности будущего учителя, поскольку последняя связана с его профессиональным самоопределением, с появлением ценностно-смыслового видения жизни в профессии, в котором слиты представления о профессии и самом себе. Авторами охарактеризованы понятия «профессиональная идентичность», «профессиональная идентичность учителя», комплекс методик, позволяющий проследить динамику развития профессиональной идентичности студента педвуза, и конкретизировано научное содержание понятия «внеучебная воспитательная деятельность в педагогическом вузе». Оно трактуется в работе как взаимодействие преподавателей и студентов, осуществляемое вне учебного процесса с целью формирования личности студента как субъекта будущей профессионально-педагогической деятельности, субъекта профессионального самоопределения, самосовершенствования, самовоспитания и саморазвития. Внеучебная воспитательная деятельность в педвузе рассматривается авторами как часть процесса воспитания будущего учителя и его профессиональной подготовки. Результаты проведенного авторами эмпирического изучения профессиональной идентичности отражают роль и место внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом вузе и различных ее форм и методов в развитии исследуемого феномена. Выявлены и экспериментально проверены формы, методы и направления внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом вузе, содействующие развитию профессиональной идентичности будущего учителя. Проведенное исследование позволяет фиксировать тенденцию обусловленности развития профессиональной идентичности будущего педагога своеобразием внеучебной воспитательной деятельности в вузе.

Об авторах

Антонина Ивановна Смоляр

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: smol_53@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования

Россия

Светлана Геннадьевна Зоголь

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: zogolswetlana@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования

Россия

Список литературы

  1. Сластенин В.А. Современные проблемы воспитания. Круглый стол // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 101–109.
  2. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.
  3. Мид Д. Культура и детство. М.: Наука, 1988. 429 с.
  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. СПб.: Питер, 2021. 304 с.
  5. Антонова Л.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23–30.
  6. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания: монография. М.: Смысл, 2001. 263 с.
  7. Мухина В.С. Проблема генезиса личности: учеб. пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1985. 103 с.
  8. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53–58.
  9. Сластенин В.А., Гузь А.В. Профессиональная идентификация будущего учителя // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст. М.: МПГУ, 1998. С. 3–8.
  10. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
  11. Смоляр А.И. Профессиональная идентичность в контексте развития самосознания будущего учителя // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина (Москва, 24–25 сентября 2020). М.: МПГУ, 2020. С. 135–140.
  12. Belikova L.F. Students’ attitudes toward extracurricular activity in an institution of higher learning // Russian Education & Society. 2002. № 44 (2). P. 73–85.
  13. Chan Y.K. Investigating the relationship among extracurricular activities, learning approach and academic outcomes: A case study // Active Learning in Higher Education. 2016. № 17(3). P. 223–233.
  14. Pinto L.H., Ramalheira, D.C. Perceived employability of business graduates: The effect of academic performance and extracurricular activities // Journal of Vocational Behavior. 2017. № 99. P. 165–178.
  15. Nurullina G.M., Erofeeva I.V., Usmanova L.A. Organization of extra-curricular activity in the system of teacher professional training // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. № 45. P. 310–316.
  16. Hund A.M., Bueno D. Learning in out-of-class experiences: The importance of professional skills // Psychology Learning & Teaching. 2015. № 14(1). P. 62–69.
  17. Peiser G., Stanley G. Free access to the concert hall: widening university students’ participation in extracurricular activity? // British Journal of Music Education. 2020. Vol. 37 (1). P. 43–54.
  18. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Векторы развития современного воспитания: от осознания цели к профессионально-педагогической культуре учителя // Воспитание школьников. 2016. № 9–10. С. 3–9.
  19. Селиванова Н.Л., Степанов Н.П. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. № 13(2). С. 45–52.
  20. Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов в Герценовском университете // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. № 3 (6). С. 7–16.
  21. Загрекова Л. Методологические основы воспитания будущего учителя // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 59–64.
  22. Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество // Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 51–56.
  23. Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личностной компетентности специалиста-менеджера: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 26 с.
  24. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 541 с.
  25. Larson R.W. Toward a psychology of positive youth development // American Psychologist. 2000. № 55. P. 170–183.
  26. Петрунева Р. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как? // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 95–99.
  27. Ерошенкова Е.И., Ерошенков Н.В. Внеаудиторная воспитательная деятельность в профессиональной подготовке современных кадров в период обучения в вузе // Воспитание и обучение: теория, методика, практика: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (8 мая 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 239–240.
  28. Смирнов В.А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 11. С. 17–23.
  29. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  30. Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, Н.А. Подымов и др. М.: МПГУ, 2020. 290 с.
  31. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 61–72.
  32. Смоляр А.И. Развитие профессиональной идентичности будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». 2005. № 2. С. 136–146.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Результаты ранжирования факторов профессиональной подготовки

Скачать (13KB)
3. Рисунок 2 – Результаты ранжирования форм внеучебной воспитательной деятельности

Скачать (16KB)

© Смоляр А.И., Зоголь С.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».