Внеучебная воспитательная деятельность в развитии профессиональной идентичности будущего учителя
- Авторы: Смоляр А.И.1, Зоголь С.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 283-288
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/90505
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103315
- ID: 90505
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована актуальность изучения проблемы влияния внеучебной воспитательной деятельности в вузе на развитие профессиональной идентичности будущего учителя, поскольку последняя связана с его профессиональным самоопределением, с появлением ценностно-смыслового видения жизни в профессии, в котором слиты представления о профессии и самом себе. Авторами охарактеризованы понятия «профессиональная идентичность», «профессиональная идентичность учителя», комплекс методик, позволяющий проследить динамику развития профессиональной идентичности студента педвуза, и конкретизировано научное содержание понятия «внеучебная воспитательная деятельность в педагогическом вузе». Оно трактуется в работе как взаимодействие преподавателей и студентов, осуществляемое вне учебного процесса с целью формирования личности студента как субъекта будущей профессионально-педагогической деятельности, субъекта профессионального самоопределения, самосовершенствования, самовоспитания и саморазвития. Внеучебная воспитательная деятельность в педвузе рассматривается авторами как часть процесса воспитания будущего учителя и его профессиональной подготовки. Результаты проведенного авторами эмпирического изучения профессиональной идентичности отражают роль и место внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом вузе и различных ее форм и методов в развитии исследуемого феномена. Выявлены и экспериментально проверены формы, методы и направления внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом вузе, содействующие развитию профессиональной идентичности будущего учителя. Проведенное исследование позволяет фиксировать тенденцию обусловленности развития профессиональной идентичности будущего педагога своеобразием внеучебной воспитательной деятельности в вузе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Антонина Ивановна Смоляр
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: smol_53@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования
РоссияСветлана Геннадьевна Зоголь
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: zogolswetlana@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования
РоссияСписок литературы
- Сластенин В.А. Современные проблемы воспитания. Круглый стол // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 101–109.
- Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.
- Мид Д. Культура и детство. М.: Наука, 1988. 429 с.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. СПб.: Питер, 2021. 304 с.
- Антонова Л.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23–30.
- Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания: монография. М.: Смысл, 2001. 263 с.
- Мухина В.С. Проблема генезиса личности: учеб. пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1985. 103 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53–58.
- Сластенин В.А., Гузь А.В. Профессиональная идентификация будущего учителя // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст. М.: МПГУ, 1998. С. 3–8.
- Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
- Смоляр А.И. Профессиональная идентичность в контексте развития самосознания будущего учителя // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина (Москва, 24–25 сентября 2020). М.: МПГУ, 2020. С. 135–140.
- Belikova L.F. Students’ attitudes toward extracurricular activity in an institution of higher learning // Russian Education & Society. 2002. № 44 (2). P. 73–85.
- Chan Y.K. Investigating the relationship among extracurricular activities, learning approach and academic outcomes: A case study // Active Learning in Higher Education. 2016. № 17(3). P. 223–233.
- Pinto L.H., Ramalheira, D.C. Perceived employability of business graduates: The effect of academic performance and extracurricular activities // Journal of Vocational Behavior. 2017. № 99. P. 165–178.
- Nurullina G.M., Erofeeva I.V., Usmanova L.A. Organization of extra-curricular activity in the system of teacher professional training // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. № 45. P. 310–316.
- Hund A.M., Bueno D. Learning in out-of-class experiences: The importance of professional skills // Psychology Learning & Teaching. 2015. № 14(1). P. 62–69.
- Peiser G., Stanley G. Free access to the concert hall: widening university students’ participation in extracurricular activity? // British Journal of Music Education. 2020. Vol. 37 (1). P. 43–54.
- Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Векторы развития современного воспитания: от осознания цели к профессионально-педагогической культуре учителя // Воспитание школьников. 2016. № 9–10. С. 3–9.
- Селиванова Н.Л., Степанов Н.П. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. № 13(2). С. 45–52.
- Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов в Герценовском университете // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. № 3 (6). С. 7–16.
- Загрекова Л. Методологические основы воспитания будущего учителя // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 59–64.
- Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество // Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 51–56.
- Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личностной компетентности специалиста-менеджера: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 26 с.
- Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 541 с.
- Larson R.W. Toward a psychology of positive youth development // American Psychologist. 2000. № 55. P. 170–183.
- Петрунева Р. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как? // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 95–99.
- Ерошенкова Е.И., Ерошенков Н.В. Внеаудиторная воспитательная деятельность в профессиональной подготовке современных кадров в период обучения в вузе // Воспитание и обучение: теория, методика, практика: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (8 мая 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 239–240.
- Смирнов В.А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 11. С. 17–23.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
- Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, Н.А. Подымов и др. М.: МПГУ, 2020. 290 с.
- Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 61–72.
- Смоляр А.И. Развитие профессиональной идентичности будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». 2005. № 2. С. 136–146.
