Формирование представлений о сквозных цифровых технологиях у будущих учителей-логопедов
- Авторы: Добудько Т.В.1, Пугач О.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 224-229
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/90494
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103304
- ID: 90494
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Согласно принятой в 2017 году программе «Цифровая экономика Российской Федерации», доля населения, владеющая цифровыми навыками, должна составлять 40%. Причем к этим навыкам относятся не только пользовательские навыки, но и специфические, связанные с конкретной профессиональной деятельностью. В связи с этим перед высшими учебными заведениями встает задача подготовки кадров, которые смогут эффективно работать в эпоху цифрового развития экономики, а именно уметь работать со сквозными цифровыми технологиями. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо изменить основные профессиональные образовательные программы, включив в них рабочие программы дисциплин, в которых объектом и/или средством изучения становятся сквозные цифровые технологии. В данной статье анализируется проблема готовности будущих логопедов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, к использованию сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности. Дается характеристика дисциплине «Сквозные цифровые технологии», появившейся в 2021/2022 учебном году в Самарском государственном социально-педагогическом университете у студентов первого курса факультета психологии и специального образования. По результатам апробации курса авторы формулируют выводы о целесообразности дополнить подготовку студентов практикумом, позволяющим освоить несколько прикладных программных продуктов на базе сквозных цифровых технологии на углубленном уровне.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Валерьяновна Добудько
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tdobudko@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания
РоссияОльга Исааковна Пугач
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: olpugach@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
РоссияСписок литературы
- Keighrey C., Flynn R., Murray S., Brennan S., Murray N. Comparing user QoE via physiological and interaction measurements of immersive AR and VR speech and language therapy applications // Proceedings of the on Thematic Workshops of ACM Multimedia 2017. 2017. P. 485–492. doi: 10.1145/3126686.3126747.
- Weiss P.L., Katz N. The potential of virtual reality for rehabilitation // The Journal of Rehabilitation Research and Development. 2004. Vol. 41, iss. 5. P. 7–10.
- Repetto C., Paolillo M.P., Tuena C., Bellinzona F., Riva G. Innovative technology-based interventions in aphasia rehabilitation: a systematic review // Aphasiology. 2020. doi: 10.1080/02687038.2020.1819957.
- Цифровые технологии в российской экономике / К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, В.В. Дементьев [и др.]; под ред. Л.М. Гохбера. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 116 с.
- Ларина О.Д., Орлова О.С., Дегтярева М.В. Цифровая терапия – инновационное направление логопедической работы // Спец. образование. 2021. № 3(63). С. 115–139.
- Шилова Е.А. Актуальные вопросы использования цифровых технологий в современных условиях психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи // Дети с речевыми нарушениями в современном образовательном пространстве: проблемы, опыт, решения: мат-лы круглого стола с междунар. уч. 14 октября 2020 г., г. Москва. М.: ООО «Принтика», 2021. С. 82–85.
- Портнова А.К. Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях с детьми-билингвами с нарушениями речи // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей I междунар. науч.-практ. конф. 22–23 апреля 2021 г., г. Кострома. Кострома: Издательство Костромского государственного университета, 2021. С. 641–644.
- Штерц О.М. Цифровые технологии в диагностике и коррекции нарушений письменной речи // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 4(20). С. 113–117.
- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. 7 авг. № 32 ст. 5138.
- Аветисян А.Г. Необходимость трансформации системы высшего образования в контексте формирования цифровой экономики // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 4(45). С. 7–13.
- Надточий Ю.Б. Цифровая трансформация образования в условиях цифровой экономики // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. 28–29 мая 2021 г., г. Уфа. Уфа: Изд-во «Уфимский государственный авиационный технический университет», 2021. С. 159–162.
- Тимохина О.А. Специфика трансформации высшего образования в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Моя профессиональная карьера. 2019. Т. 2, № 4. С. 127–130.
- Благодетелева Н.К. Цифровая экономика: тенденции цифровой трансформации в образовании // Самоуправление. 2021. № 3(125). С. 185–190.
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю.Уваров [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.
- Николаева Н.В., Винокурова Е.С., Курилкина В.Н. К вопросу разработки программы и реализации дисциплины «Введение в сквозные цифровые технологии» в современном вузе (на примере Северо-Восточного федерального университета) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12(80). С. 239–245.
- Киютина И.И., Лагерев И.А. Формирование компетенций в области современных сквозных цифровых технологий у обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» // Ученые записки Брянского государственного университета. 2020. № 2(18). С. 11–15.
- Веклич М.В. Цифровые технологии для филологов: лингводидактический аспект // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. 14–15 октября 2021 г., г. Астрахань. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. С. 133–142.
- Денисова А.А., Пирогова С.В. Формирование цифровой компетентности будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «Методика и технологии обучения младших школьников» // Герценовские чтения. Начальное образование. 2021. Т. 12, № 2. С. 114–121.
- Афанасьев Д.С., Виноградов А.Б. Модернизация дисциплин подготовки «Информационные системы и технологии» и «Системный анализ и управление» для подготовки специализаций интернета вещей // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 449–451.
- Смирнова О.В. К вопросу об актуализации содержания экономических дисциплин с использованием цифровых технологий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 2 (54). С. 249–257.
Дополнительные файлы
