Формирование информационной культуры старшеклассников в условиях цифровой трансформации биологического образования
- Авторы: Борисова Н.В.1
-
Учреждения:
- Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 215-219
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/90492
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103302
- ID: 90492
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается специфика формирования информационной культуры у обучающихся старших классов при обучении биологии в условиях цифровой трансформации образования. Раскрытие генезиса понятия информационная культура в рамках библиографического, философского и педагогического подходов позволило выявить следующую тенденцию: динамично меняющийся информационный мир определяет эволюцию такого многокомпонентного феномена, как информационная культура. В работе представлены обоснования для проектирования образовательного процесса и особенности внедрения методики формирования информационной культуры старшеклассников средствами мобильных технологий в условиях смешанного обучения в системе современного биологического образования. Определены критерии и индикаторы, позволяющие судить об уровне сформированности информационной культуры в рамках когнитивного, аксиологического и технологического компонентов. В статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента, который позволил констатировать, что разработанная модель формирования информационной культуры современных школьников старших классов с помощью мобильных технологий обучения и организационно-педагогические условия ее внедрения способствуют достижению положительный динамики показателей повышения качества биологического образования в средней школе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталия Викторовна Борисова
Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: fedosovanatalia4@gmail.com
преподаватель биологии
РоссияСписок литературы
- Тоффлер Э. Футорошок / пер. с англ. СПб.: Лань, 1997. 464 с.
- Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 207 с.
- Садовский В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с.
- Саранов A.M. О методологических функциях системного подхода в педагогических исследованиях // Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1984. С. 71–72.
- Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 271 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 35–49.
- Пасечник В.В. Компьютер на уроках биологии? // Биология: Приложение к газете «Первое сентября». 1993. № 5–6. С. 1.
- Суматохин С.В. Биологическое образование в школе цифрового века // Биология в школе. 2020. № 6. С. 13–22.
- Антонова Ю.В. Генезис феномена информационной культуры // Человеческий капитал. 2019. № 1 (121). С. 9–19.
- Гендина Н.И. Информационная культура личности в системе образования информационного общества: реализация научного наследия С.А. Сбитнева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 13–20.
- Фролова O.A. Сочетание традиционной и дистанционной формы обучения – одно из средств формирования информационной культуры учащихся старших классов // Инфокоммуникационные технологии в развитии региона: ежегодная межрегион. науч.-практ. конф. Смоленск: ГОУ СПО СПЭК, 2008. С. 270–273.
- Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241–251.
- Юровских К.В., Стариченко Б.Е. Анализ возможностей применения мобильных технологий при обучении биологии в школе // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2020. № 5. С. 90–95.
- Федосова (Борисова) Н.В., Арбузова Е.Н. Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС с использованием мобильных технологий // Биология в школе. 2018. № 3. С. p_06.
- Федосова (Борисова) Н.В. Формирование информационной грамотности школьников при использовании мобильных технологий в обучении биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. мат-лов всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посв. 90-летию со дня рожд. ученого, методиста-биолога Д.И. Трайтака, Москва, 8–10 ноября 2017 года / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: Московский государственный областной университет, 2017. С. 151–154.
- Федосова Н.В. Мобильные технологии в обучении биологии // Биология в школе. 2017. № 4. С. 62–71.
- Борисова Н.В., Арбузова Е.Н., Яскина О.А. Дидактические возможности мобильных приложений и методика их использования на уроках биологии // Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Т.Н. Владимировой, И.В. Жилавской, О.В. Гордиенко, И.А. Фатеевой. М.: МПГУ, 2019. С. 239–251.
- Куклев В.А. Мобильное обучение: от теории к практике // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 88–95.
- Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 3–16.
- Арбузова Е.Н., Борисова Н.В. Модель методики использования мобильных технологий в формировании информационной культуры старшеклассников // Учебный эксперимент в образовании. 2020. № 3. С. 62–69.
- Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42–45.
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
Дополнительные файлы
