Актуальные аспекты проблемы педагогического сопровождения подростков с одаренностью

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема педагогического сопровождения одаренных обучающихся, что является приоритетной задачей современного образования. В настоящее время проблема оказания поддержки подросткам с одаренностью становится все более актуальной, продолжается поиск решений создания максимально благоприятных условий для развития одаренных школьников, содействия развитию их личности и раскрытию их потенциала в массовой школе. Работа по развитию природного потенциала растущего ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована, при использовании оптимальных методических инструментов педагогического сопровождения подростка с одаренностью. В статье представлен результат теоретического анализа на предмет определения понятий «педагогическое сопровождение», «педагогическая поддержка», а также приведена авторская трактовка понятия «сопровождение педагогической поддержкой» одаренных обучающихся. Итогом исследования, представленного в статье, является разработка модели индивидуального образовательного маршрута одаренных учащихся как инструмента педагогического сопровождения, позволяющего организовать поддержку одаренным учащимся, а также результаты апробации модели, при отслеживании результативности учебно-познавательной деятельности школьников в рамках эксперимента. Материалы статьи представляют практическую ценность для студентов педагогических вызов и практикующих учителей для организации индивидуальной работы в школе.

Об авторах

Алена Сергеевна Кремнева

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: aleonka16rus@mail.ru

аспирант кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова

Россия, Набережные Челны

Надежда Григорьевна Маркова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: markova-nadezhda@yandex.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова

Россия, Набережные Челны

Список литературы

  1. Feldhusen J.F. Talent development in gifted education [Internet] // ERIC Digest E610. 2001. – https://www.ericdigests.org/2002-2/talent.htm.
  2. Reid M. Teaching implications of gifted and talented learners within the mainstream classroom // Journal of Student Engagement: Education Matters. 2011. Vol. 1, iss. 1. P. 29–32.
  3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108–111.
  4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
  5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
  6. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. 2003. № 6. С. 27–32.
  7. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск: УлГПУ, 2005. С. 193–201.
  8. Литвинова Ж.Б. Осуществление педагогической поддержки и фасилитации учения // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 155–161.
  9. Юсфин С.М. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. 1998. № 6. С. 112–115.
  10. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11–17.
  11. Михайлова Н.Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребенка // Народное образование. 1998. № 6. С. 115–118.
  12. Рыжикова Ю.А. Педагогическая поддержка формирования социального опыта подростка в кадетском училище: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2018. 24 с.
  13. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2005. 329 с.
  14. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2006. 375 с.
  15. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2017. 27 с.
  16. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. 176 с.
  17. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  18. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. 150 с.
  19. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 2011. 215 с.
  20. Золотарева А.В., Лекомцева Е.Н., Пикина А.Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 215 с.
  21. Кремнева А.С. Анкета изучения мнения субъектов образовательного процесса о структуре и форме индивидуального образовательного процесса (для учащихся с признаками одаренности). Набережные Челны: Изд-во НГПУ, 2018. 15 с.
  22. Кремнева А.С. Проектирование моделей индивидуального образовательного маршрута для учащихся с признаками одаренности // Наука и школа. 2019. № 4. С. 205–210.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кремнева А.С., Маркова Н.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».