Изучение анатомии и физиологии студентами небиологических профилей педагогического образования в условиях дистанционного обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается опыт организации дистанционного обучения в 2019/2020–2020/2021 годах по дисциплине «Анатомия и физиология» для студентов небиологических профилей педагогического образования. Выделены особенности и трудности изучения предмета для данного контингента студентов. В статье рассмотрены необходимые шаги для повышения эффективности обучения дисциплине. Среди них – минимизация натуральной наглядности, использование образовательных альтернатив, расширение тематики физиологических тестов и функциональных проб, отказ от практики заучивания терминологии на латинском языке, обучение технике выполнения анатомического рисунка, усиление практико-ориентированной составляющей содержания курса, системная и систематическая терминологическая работа, включение в содержание курса элементов возрастной физиологии. В статье описаны изменения в формате изучения дисциплины в 2020/2021 гг. после опыта дистанционного обучения в 2019/2020 гг. Представлены и проанализированы результаты опроса студентов как источника обратной связи об эффективности используемых инструментов, методов и форм обучения и контроля знаний по дисциплине в условиях дистанционного обучения. Выделены перспективы дальнейших исследований, среди которых использование различных образовательных платформ, разработка методики терминологической работы с использованием дистанционных технологий, усиление биоэтической составляющей содержания курса, создание статической и динамической образовательной инфографики и пулов кейсов по темам дисциплины.

Об авторах

Елена Владимировна Комарова

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: komarova1978@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент Института живых систем

Россия, Калининград

Список литературы

  1. Шегебаев М.А. Анализ эффективности современных методов обучения анатомии человека // Вестник КазНМУ. 2018. № 1. С. 351–353.
  2. Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Обучающий кейс как метод оценки компетенций по анатомии человека // Forcipe. 2019. Т. 2, № S2. С. 32.
  3. Дюсембаева А.Т., Абилова А.А., Муканова С.М. и др. Инновационные методы на модуле нормальной анатомии // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2015. № 3. С. 296–298.
  4. Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Алгоритм составления кейса в процессе освоения клинических дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 198–206.
  5. Гаранина Р.М. Кейс-метод как средство активизации познавательной самостоятельности и формирования субъектной позиции обучающегося // Colloquium-Journal. 2019. № 5 (29). С. 72–75. doi: 10.24411/2520-6990-2019-10081.
  6. Yogesh M., Viveka S., Sudha M. Integration of problem based learning with conventional teaching for understanding anatomy among first year medical students // Journal of Health Sciences & Research. 2013. № 3 (12). P. 99–104.
  7. Bergman E.M. Teaching and learning anatomy in a PBL Curriculum // Teaching Anatomy / Chan L.K., Pawlina W. (eds.). Springer, Cham, 2020. 554 p. doi: 10.1007/978-3-030-43283-6.
  8. Becker S., Viljoen M.J., Botma Y., Bester I.J. Integration of study material in the problem-based learning method // Curationis. 2003. Vol. 26, № 1. P. 57–61. doi: 10.4102/curationis.v26i1.1295.
  9. Nayak S., Ramnarayan K., Somayaji N., Bairy K.L. Teaching anatomy in a problem-based learning (PBL) curriculum // Neuroanatomy. 2006. № 5. P. 2–3.
  10. McLachlan J.C. New path for teaching anatomy: living anatomy and medical imaging vs. dissection // The Anatomical Record: Advances in Integrative Anatomy and Evolutionary Biology. 2004. № 281. P. 4–5. doi: 10.1002/ar.b.20040.
  11. Papa V., Vaccarezza M. Teaching anatomy in the XXI century: new aspects and pitfalls // Scientific World Journal. 2013. № 7. P. 310–348. doi: 10.1155/2013/310348.
  12. Azer S.A., Eizenberg N. Do we need dissection in an integrated problem-based learning medical course? Perceptions of first- and second-year students // Surgical and Radiologic Anatomy. 2007. № 29 (2). P. 173–180. doi: 10.1007/s00276-007-0180-x.
  13. Patel S., Mauro D., Fenn J. et al. Is dissection the only way to learn anatomy? Thoughts from students at a non-dissecting based medical school // Perspectives on Medical Education. 2015. № 4. P. 259–260. doi: 10.1007/s40037-015-0206-8.
  14. Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Медицинские электронные ресурсы на практических занятиях по анатомии человека // Педиатр. 2014. № 4. С. 140–145.
  15. The Leading 3D Anatomy Resource. https://primalpictures.com.
  16. Knudsen B.M., Søe N.H., Jensen N.V., Langebæk R., Dahlin L.B. Dissektion sundervisning er fortsat vigtig ved indlæring af anatomi [Dissection is still important when learning anatomy] // Ugeskrift for Laeger. 2013 № 175 (21). P. 1485–1488.
  17. Sugand K., Abrahams P., Khurana A. The anatomy of anatomy: a review for its modernization // Anatomical Sciences Education. 2010. № 3 (2). P. 83–93. doi: 10.1002/ase.139.
  18. Михалкина М.В. Философские проблемы анатомии // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № 29a. doi: 10.18499/2225-7357-2017-0-0-29A.
  19. Komarova E.V., Kiv A.E. Alternatives in biological education as a way to implement an ethical approach to the formation of subject and professional competence of future teachers // Augmented Reality in Education: proceedings of the 3st international workshop (AREdu 2020). 2020. Vol. 2731. P. 47–60.
  20. Гаврилова О.А., Мяло О.А., Беляев В.В., Соколова Л.Н. Аттестация в условиях дистанционного обучения глазами преподавателя: уроки, которые мы вынесли // Проблемы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий в медицинском вузе: мат-лы межрегион. науч.-метод. конф. 28 октября 2020 г., г. Тверь, Российская Федерация / под общ. ред. И.Ю. Колесниковой. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. ун-та, 2021. С. 50–55.
  21. Вакулин Г.В., Ледин А.О., Бабаев Ф.А. Проведение курсового экзамена по факультетской хирургии в дистанционном формате в эпидемиологически неблагоприятных условиях // Проблемы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий в медицинском вузе: мат-лы межрегион. науч.-метод. конф. 28 октября 2020 г., г. Тверь, Российская Федерация / под общ. ред. И.Ю. Колесниковой. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. ун-та, 2021. С. 40–42.
  22. Ермолаева З.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Concept. 2014. № 11. С. 26–30.
  23. Симакова С.И., Федотовский В.В. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 13–25.
  24. Henning M. Lederer: Der Mensch als Industriepalast. Man as Industrial Palace. https://vimeo.com/6505158.
  25. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Применение кейс-метода в обучении студентов педагогических вузов // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 62–70. doi: 10.18384/2310-7219-2019-1-62-70.
  26. Шабанова И.А., Ковалева С.В. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 57–61.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Комарова Е.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».