Изучение анатомии и физиологии студентами небиологических профилей педагогического образования в условиях дистанционного обучения
- Авторы: Комарова Е.В.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 266-271
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/78130
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102307
- ID: 78130
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается опыт организации дистанционного обучения в 2019/2020–2020/2021 годах по дисциплине «Анатомия и физиология» для студентов небиологических профилей педагогического образования. Выделены особенности и трудности изучения предмета для данного контингента студентов. В статье рассмотрены необходимые шаги для повышения эффективности обучения дисциплине. Среди них – минимизация натуральной наглядности, использование образовательных альтернатив, расширение тематики физиологических тестов и функциональных проб, отказ от практики заучивания терминологии на латинском языке, обучение технике выполнения анатомического рисунка, усиление практико-ориентированной составляющей содержания курса, системная и систематическая терминологическая работа, включение в содержание курса элементов возрастной физиологии. В статье описаны изменения в формате изучения дисциплины в 2020/2021 гг. после опыта дистанционного обучения в 2019/2020 гг. Представлены и проанализированы результаты опроса студентов как источника обратной связи об эффективности используемых инструментов, методов и форм обучения и контроля знаний по дисциплине в условиях дистанционного обучения. Выделены перспективы дальнейших исследований, среди которых использование различных образовательных платформ, разработка методики терминологической работы с использованием дистанционных технологий, усиление биоэтической составляющей содержания курса, создание статической и динамической образовательной инфографики и пулов кейсов по темам дисциплины.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Владимировна Комарова
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: komarova1978@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент Института живых систем
Россия, КалининградСписок литературы
- Шегебаев М.А. Анализ эффективности современных методов обучения анатомии человека // Вестник КазНМУ. 2018. № 1. С. 351–353.
- Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Обучающий кейс как метод оценки компетенций по анатомии человека // Forcipe. 2019. Т. 2, № S2. С. 32.
- Дюсембаева А.Т., Абилова А.А., Муканова С.М. и др. Инновационные методы на модуле нормальной анатомии // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2015. № 3. С. 296–298.
- Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Алгоритм составления кейса в процессе освоения клинических дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 198–206.
- Гаранина Р.М. Кейс-метод как средство активизации познавательной самостоятельности и формирования субъектной позиции обучающегося // Colloquium-Journal. 2019. № 5 (29). С. 72–75. doi: 10.24411/2520-6990-2019-10081.
- Yogesh M., Viveka S., Sudha M. Integration of problem based learning with conventional teaching for understanding anatomy among first year medical students // Journal of Health Sciences & Research. 2013. № 3 (12). P. 99–104.
- Bergman E.M. Teaching and learning anatomy in a PBL Curriculum // Teaching Anatomy / Chan L.K., Pawlina W. (eds.). Springer, Cham, 2020. 554 p. doi: 10.1007/978-3-030-43283-6.
- Becker S., Viljoen M.J., Botma Y., Bester I.J. Integration of study material in the problem-based learning method // Curationis. 2003. Vol. 26, № 1. P. 57–61. doi: 10.4102/curationis.v26i1.1295.
- Nayak S., Ramnarayan K., Somayaji N., Bairy K.L. Teaching anatomy in a problem-based learning (PBL) curriculum // Neuroanatomy. 2006. № 5. P. 2–3.
- McLachlan J.C. New path for teaching anatomy: living anatomy and medical imaging vs. dissection // The Anatomical Record: Advances in Integrative Anatomy and Evolutionary Biology. 2004. № 281. P. 4–5. doi: 10.1002/ar.b.20040.
- Papa V., Vaccarezza M. Teaching anatomy in the XXI century: new aspects and pitfalls // Scientific World Journal. 2013. № 7. P. 310–348. doi: 10.1155/2013/310348.
- Azer S.A., Eizenberg N. Do we need dissection in an integrated problem-based learning medical course? Perceptions of first- and second-year students // Surgical and Radiologic Anatomy. 2007. № 29 (2). P. 173–180. doi: 10.1007/s00276-007-0180-x.
- Patel S., Mauro D., Fenn J. et al. Is dissection the only way to learn anatomy? Thoughts from students at a non-dissecting based medical school // Perspectives on Medical Education. 2015. № 4. P. 259–260. doi: 10.1007/s40037-015-0206-8.
- Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Медицинские электронные ресурсы на практических занятиях по анатомии человека // Педиатр. 2014. № 4. С. 140–145.
- The Leading 3D Anatomy Resource. https://primalpictures.com.
- Knudsen B.M., Søe N.H., Jensen N.V., Langebæk R., Dahlin L.B. Dissektion sundervisning er fortsat vigtig ved indlæring af anatomi [Dissection is still important when learning anatomy] // Ugeskrift for Laeger. 2013 № 175 (21). P. 1485–1488.
- Sugand K., Abrahams P., Khurana A. The anatomy of anatomy: a review for its modernization // Anatomical Sciences Education. 2010. № 3 (2). P. 83–93. doi: 10.1002/ase.139.
- Михалкина М.В. Философские проблемы анатомии // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № 29a. doi: 10.18499/2225-7357-2017-0-0-29A.
- Komarova E.V., Kiv A.E. Alternatives in biological education as a way to implement an ethical approach to the formation of subject and professional competence of future teachers // Augmented Reality in Education: proceedings of the 3st international workshop (AREdu 2020). 2020. Vol. 2731. P. 47–60.
- Гаврилова О.А., Мяло О.А., Беляев В.В., Соколова Л.Н. Аттестация в условиях дистанционного обучения глазами преподавателя: уроки, которые мы вынесли // Проблемы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий в медицинском вузе: мат-лы межрегион. науч.-метод. конф. 28 октября 2020 г., г. Тверь, Российская Федерация / под общ. ред. И.Ю. Колесниковой. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. ун-та, 2021. С. 50–55.
- Вакулин Г.В., Ледин А.О., Бабаев Ф.А. Проведение курсового экзамена по факультетской хирургии в дистанционном формате в эпидемиологически неблагоприятных условиях // Проблемы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий в медицинском вузе: мат-лы межрегион. науч.-метод. конф. 28 октября 2020 г., г. Тверь, Российская Федерация / под общ. ред. И.Ю. Колесниковой. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. ун-та, 2021. С. 40–42.
- Ермолаева З.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Concept. 2014. № 11. С. 26–30.
- Симакова С.И., Федотовский В.В. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 13–25.
- Henning M. Lederer: Der Mensch als Industriepalast. Man as Industrial Palace. https://vimeo.com/6505158.
- Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Применение кейс-метода в обучении студентов педагогических вузов // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 62–70. doi: 10.18384/2310-7219-2019-1-62-70.
- Шабанова И.А., Ковалева С.В. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 57–61.
Дополнительные файлы
