Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования
- Авторы: Володина О.В.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 238-246
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/78126
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102303
- ID: 78126
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье уделяется особое внимание вопросам творчества и развития творческого мышления в контексте исследования проблемы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования. Творчество выдвигается одной из существенных ценностей цивилизационного развития; креативизация образования как одно из основных направлений интеллектуализации образования связана с проявлением особенностей характера творческой личности и развитием способности к творческим актам на протяжении всей жизни в условиях образовательной среды, социального окружения и профессиональной деятельности. Цель статьи – проанализировать педагогические условия развития эмоционально-творческого и инновационного потенциала студентов – будущих учителей в различных продуктивных видах интеллектуальной и креативной деятельности на основе и в связи с изучаемым иноязычным материалом. Методологическими основами определения условий развития творческого мышления, умений познавательной, речемыслительной, коммуникативной, регулятивной, рефлексивной деятельности и субъектной позиции обучающихся для становления интеллектуальной культуры личности будущих учителей выдвигаются онтологический, личностный, средовой, деятельностный подходы. Проанализирован потенциал творческих заданий, творческих технологий и приемов обучения иностранному языку, ориентирующих обучающихся на самостоятельное получение знаний и умений с целью решения конкретных проблем и обогащения опыта их применения в практической деятельности, проявление самостоятельностей творческой активности и критичности мышления, развитие качеств творческой личности, создание личностно значимого образовательного продукта в процессе и результате взаимодействия и совместного творчества, самовыражение и самореализацию студентов – будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в вузе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Васильевна Володина
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: volodina@petrsu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей
Россия, ПетрозаводскСписок литературы
- Володина О.В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (288). С. 17–23.
- Садовников Н.В. Фундаментализация современного образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 782–786.
- Скобелина Н.А., Колоскова И.В. Универсализация образования: интеграция духовного и светского компонентов // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 30–33.
- Колесникова И.А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век». 2015. № 2 (10). doi: 10.15393/j5.art.2015.2803.
- Колесникова И.А. Регуманитаризация образования: методологическая перезагрузка // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. Т. 1, № 2. doi: 10.24412/2713-1831-2020-2-20-34.
- Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3–14.
- Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 31–42.
- Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120061.htm.
- Володина О.В. Модель целевого компонента формирования интеллектуальной культуры бакалавра средствами иноязычного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2020. № 8 (151). С. 20–25.
- Володина О.В. Содержание иноязычного образования в вузе как средство развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, вып. 2. С. 279–290.
- Gardner H., Policastro E. From case studies to robust generalizations: an approach to the study of creativity // Handbook of Creativity / ed. R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 213–225.
- Johansson F. The Medici effect: breakthrough insights at the intersection of ideas, concepts, and cultures. Boston: Harvard Business Review Press, 2004. 224 p.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. 116 с.
- Amabile T.M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Rev. 76, № 5. September – October. P. 76–87.
- Sternberg R.J., O’Hara L.A. Creativity and Intelligence // Handbook of creativity. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1999. P. 251–272.
- Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Знание, 1987. 64 с.
- Субетто А.И. Педагогика счастья: поиск XXI века [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161287.htm.
- Володина О.В. The truest wisdom: учеб.-метод. пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. 68 с.
- Володина О.В. Литература как эмоционально-нравственный феномен становления духовной личности будущего учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (74). С. 106–109.
- Володина О.В. Методика обучения иностранному языку на основе оригинальных произведений художественной литературы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2009. № 8 (102). С. 31–38.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–109.
- Дворникова Е.И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы. Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 208 с.
Дополнительные файлы
