Особенности организации школьного биологического исследования
- Авторы: Борисенко Е.Ю.1, Максимова Е.Н.1, Макаркина Н.В.1, Гавриков Д.Е.1
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет
- Выпуск: Том 10, № 1 (2021)
- Страницы: 302-307
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/70348
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021101304
- ID: 70348
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации школьного биологического исследования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Показано, что специфика предмета биология предоставляет огромные возможности для осуществления исследовательской деятельности школьников. Она способствует достижению требований стандарта, позволяет развивать мыслительные операции и создает условия для развития универсальных учебных действий. В работе демонстрируются наиболее распространенные направления биологических исследований, представляемые на школьных научно-практических конференциях и олимпиадах разного уровня. Предлагаются новые и рекомендуются редко используемые темы для организации исследований по ботанике, зоологии, анатомии человека и их частным разделам. При подборе тем для выполнения рекомендуется учитывать интерес учащихся, их возрастные особенности, возможность выполнения работы в относительно короткие сроки в условиях школы или организаций дополнительного образования, практическая значимость и возможность принести пользу участникам исследования. При выборе тем рекомендуется их краеведческая направленность. Констатируется, что организация теоретических и эмпирических исследований должна базироваться на логике научного познания, что позволит повысить уровень исследовательских способностей учащихся. Раскрываются типичные проблемы учителей, связанные с выбором тем ученического исследования, постановки проблемы и определения методов изучения природных объектов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Юрьевна Борисенко
Иркутский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: pelikan.65@mail.ru
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин
Россия, ИркутскЕвгения Николаевна Максимова
Иркутский государственный университет
Email: evgen_max@list.ru
Кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин
Россия, ИркутскНаталья Викторовна Макаркина
Иркутский государственный университет
Email: petrych_m_n@mail.ru
Кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин
Россия, ИркутскДмитрий Евгеньевич Гавриков
Иркутский государственный университет
Email: dega.irk@gmail.com
Кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин
Россия, ИркутскСписок литературы
- Леонтович А.В., Смирнов И.А., Саввичев А.С. Проектная мастерская. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2020. 112 с.
- Смирнов И.А., Мальцевская Н.В. Исследовательские и проектные работы по биологии. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2019. 112 с.
- Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии: метод. пособие. М.: Глобус, 2008. 255 с.
- Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. № 2. С. 76–86.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 368 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa.
- Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: Особенности выполнения исследовательской работы школьника по окружающему миру и химии: учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / под ред. Е.Ю. Борисенко. Иркутск: Издательство «Иркут», 2019. 67 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 173 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001. 928 с.
- Борисенко Е.Ю., Тупицын И.И., Пыжьянова М.С., Пыжьянов С.В. Применение принципа деятельности при организации школьной научно-исследовательской работы по изучению птиц // Астраханский вестник экологического образования. 2019. № 1 (49). С. 169–178.
- Шубнякова П.В. Организация школьных биологических исследований во внеклассной работе с учащимися // Инновационные научные исследования в современном мире: сб. науч. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. С. 120–125.
- Васильева Н.Н., Дмитриева Е.А. Возможности организации исследовательской деятельности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. II, № 4. С. 68–72.
- Дьякова И.Н. Исследовательская деятельность учащихся по ботанике // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 4. С. 52–56.
- Борцов А.Н. Формы внеурочной деятельности учащихся в системе непрерывного ботанического образования «школа – вуз» // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 189–192.
- Белова И.И., Гетманцева С.М., Гребенникова Ю.Н., Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. Великий Новгород, 2002. 63 с.
- Гурьянова М.П. Модели реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений: опыт регионов // Дидакт. 2003. № 3. С. 34–39.
- Семенова Н.С. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2018. № 12 (14). С. 125–126.
- Алексеев Л.С. Контроль качества воды: учебник. М.: Инфра-М, 2018. 756 с.
- Абакумова В.А. Руководство по гидробиологическому мониторингу пресноводных экосистем: учебное пособие. СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. 345 с.
- Чернышев В.Б. Экология насекомых. М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
- Григорьева Е.В., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2021. 182 с.
- Неделяева А.В. Типичные ошибки конкурсных работ учащихся по биологии // Вестник Мининского университета. 2013. № 3. С. 1–4.
- Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / ред. Т.Я. Ашихмина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект; Киров: Константа, 2006. 416 с.
- Анисимова О.В., Гололобова М.А. Флора Западного Подмосковья. Краткий определитель родов водорослей: учебное пособие. М., 2006. 159 с.
- Судакова Е.А., Чатта Е.Н. Водоросли Прибайкалья (краткий определитель): учебное пособие. Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2003. 73 с.
- Степанцова Н.В. Атлас растений западного побережья озера Байкал. Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2013. 600 с.
- Степанцова Н.В. Атлас растений Прибайкалья. Иркутск: ООО «Весь Иркутск», 2019. 303 с.
- Бавтуто Г.А., Ерей Л.М. Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2002. 464 с.
- Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: Особенности выполнения исследовательской работы школьника по биологии и экологии: учеб.-метод. пособие. Ч. 2 / под ред. Е.Ю. Борисенко. Иркутск: Издательство «Иркут», 2019. 72 с.
- Литвинов Н.И. Определитель млекопитающих Иркутской области. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2003. 83 с.
- Пыжьянов С.В. Охрана и привлечение птиц: учебное пособие. Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. 100 с.
- Гавриков Д.Е. Статистическая обработка исследовательских данных: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2018. 178 с.
Дополнительные файлы
