Преобразование информации как основа развития вероятностного мышления студентов-биологов педагогического вуза
- Авторы: Азизова И.Ю.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 10, № 1 (2021)
- Страницы: 287-291
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/70343
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021101301
- ID: 70343
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях интенсивного информационного потока и расширения полномочий автора произошло изменение в способах работы с научными текстами, в их смысловом наполнении. Работа по трансформации текста, в каких бы формах она ни происходила, представляет собой важнейшее занятие для овладения научным языком. Скетчноутинг (метод визуальных заметок) может быть успешно использован при обучении в высшей школе, т.к. стимулирует познавательную деятельность студентов – от осознания авторского замысла текста до его трансформации и придания личностного смысла. Скетчноутинг является удобным инструментом для восприятия и переработки научной информации. Это поликодовые тексты, в которых информация передается вербальными и невербальными образно-изобразительными средствами. Это и метод визуализации контента. Это и приемы работы с текстами, позволяющие ослаблять трудности при работе студентов со сложной информацией (облегчать восприятие и понимание их содержания). В статье даются рекомендации по использованию визуальных заметок для проработки студентами текстов по истории и методологии биологии. Освоение необходимых азов углубленного понимания и творческого воспроизведения текста, их неоднократное проигрывание являются формирующей основой профессионализма учителя.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Юнусовна Азизова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: azizova_i@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Набоков В. Лекции по русской литературе / Владимир Набоков: пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 384 с.
- Микк Я.А. Методика разработки формул читабельности // Советская педагогика и школа. Тарту, 1974. Вып. 9. С. 78.
- Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. 119 с.
- Прохорчук Е.Н. Учебный текст как средство усвоения биологического материала: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 21 с.
- Петрова Т.Е., Риехакайнен Е.И., Кузнецова А.С., Мараев А.В., Шаталов М.А. Выделение ключевых слов в вербальных и невербальных паттернах // Социо- и психолингвистические исследования. 2017. № 5. С. 149–157.
- Сабинина А.А. Учебный текст: структура и прагматика // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 97. С. 222–225.
- Пушкарева Т.В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1–8.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
- Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. Изд. 3-е. М.: Академический Проект; Прадигма, 2011. 339 с.
- Колчинский Э.И. Неокатастрофизм и селекционизм: Вечная дилемма или возможность синтеза? (Историко-критические очерки). СПб.: Наука, 2002. 554 с.
- Земцова Я.М. Визуальный образ в современной культуре: природа и функции: дис. … канд. филос. наук: 09.00.13. Волгоград, 2016. 161 с.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. 271 с.
- Ткаченко О.Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 198–200.
- Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Приобщение к чтению путем освоения текстов новой природы // От Года литературы – к веку чтения: коллектив. моногр. Челябинск, 2016. С. 278–291.
- Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. С. 102–109.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. М.: МИФ, 2014. 224 с.
- Браташ В.С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2020. 188 с.
- Азизова И.Ю. Организация работы учащихся со сложными текстами при обучении биологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 1. С. 14–21.
Дополнительные файлы
