Моделирование оценки качества формирования профессиональных компетенций обучающихся
- Авторы: Макаров С.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 9, № 4 (2020)
- Страницы: 307-311
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/59503
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202094307
- ID: 59503
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Профессиональная подготовка специалистов в различных областях нацелена на формирование в процессе обучения комплекса качеств, компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Перечень профессиональных и общих компетенций регламентирован государственным образовательным стандартом. Оценка уровня освоения компетенций является мерой качества профессиональной подготовки выпускника. Оценка качества формирования компетенций является мерой эффективности работы учебного заведения и его структурных подразделений. Она необходима для внутреннего и внешнего мониторинга, корректировки педагогического процесса, рейтинговой оценки. Это определяет важность задачи достоверного и информативного анализа степени влияния формирующих факторов на конечный результат обучения. В статье предложен аналитический метод определения весового коэффициента каждого формирующего фактора в общей оценке уровня освоения профессиональных компетенций. Обоснована возможность его использования в целях анализа проблем обучения на индивидуальном и групповом уровнях. Предложено использовать для обработки статистических данных матричную форму представления информации и элементы матричного и векторного анализа. Разработана математическая модель, описывающая комплексный процесс формирования профессиональных компетенций в высших учебных заведениях. Формирующими факторами в данной модели являются кафедры вуза. Обсуждаются возможности применения модели. Указаны способы устранения проблемы несоответствия размерностей матриц при решении матричных уравнений. Приведены примеры использования предложенной модели в других аспектах исследования качества обучения. Предложен способ определения интегрального показателя качества подготовки по всем дисциплинам. Основные выводы и результаты исследования могут быть использованы непосредственно в учебном процессе, в сфере управления образованием, в методической работе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Иванович Макаров
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: matmaksi@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики и экономико-математических методов
Россия, СамараСписок литературы
- Севастьянова С.А. Формирование профессиональных математических компетенций у студентов экономических вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2006. 237 с.
- Соловьев И.В., Филатов С.В. Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 2 (75). С. 14–19.
- Цветков В.Я., Оболяева Н.М. Использование интегрального показателя успеваемости для оценки управления качеством образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 6. С. 23–26.
- Оболяева Н.М. Управление качеством образования на основе информационных технологий // European Researcher. 2012. Vol. 36, № 12–1. P. 2146–2149.
- Еремина Н.Ю., Кислова Н.Н. Высшее образование сегодня: к вопросу о требованиях к качеству // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 20–24.
- Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
- Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: монография / под ред. Н.В. Горбуновой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 152 с.
- Makarov S.I., Sevastyanova S.A. Information modeling of the students' residual knowledge level // Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities / eds. S. Ashmarina, A. Mesquita, M. Vochozka. Vol. 908. Springer, Cham, 2020. P. 502–509.
- Прахова М.Ю., Заиченко Н.В., Закирничная М.М., Павлова З.Х. Система оценивания компетенций выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57–12. С. 237–243.
- Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35–45.
- Данилов А.Н., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 5–15.
- Чубарова О.И., Мокина Л.В., Фатхинуров А.Р. Оценка уровня сформированности компетенций студентов с применением метода взвешенных оценок // Наука и образование: новое время. 2015. № 5. С. 98–104.
- Ратинская Е.В. Применение аппарата нечетких множеств к оценке уровня сформированности компетенций обучающихся // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2017. Т. 2. С. 175–179.
Дополнительные файлы
