Современное искусство в формировании художественно-эстетического тезауруса ребенка с одаренностью
- Авторы: Калинина Л.Ю.1, Иванов Д.В.1, Никитин Н.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 4 (2020)
- Страницы: 301-306
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/59502
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202094306
- ID: 59502
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторами обоснована целесообразность обращения к формам и художественным средствам современного искусства как интегрирующим механизмам смыслового пространства, общего для взрослых авторов и увлеченных творчеством детей. Согласно важнейшему в тезаурусном подходе пониманию детства – по убеждению Вал. А. Лукова, сохраненного прошлого – в его корреляции с особенностями детской субкультуры, обоснована идея соответствия спонтанных творческих действий ребенка и продуманного творческого метода современных авторов, стремящихся показать сам процесс творчества. Противоречие между принципиальным отличием модели мышления взрослых и детей исчезает, когда ребенок в игре действует «от имени Современного Автора», проявляя свою одаренность как действия по структурированию плодотворного беспорядка незнакомой образовательной среды. Обнаружить новые смыслы помогает тезаурус – накопленный свод знаний о мире и способах его отражения в арт-продуктах, достаточный для ориентации в данной среде. Учитывая комплекс воздействий на ребенка цифровой эпохи со стороны реального и виртуального подпространств, присутствие в его тезаурусе понятий современного искусства, воплощенных в слове, визуальных и музыкальных образах, будет способствовать яркому, очевидному проявлению одаренности уже в возрасте 6–7 лет.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лариса Юрьевна Калинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kalinina@pgsga.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования
Россия, СамараДмитрий Викторович Иванов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: ivanov@pgsga.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараНиколай Александрович Никитин
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: nikitin_nikolai@inbox.ru
менеджер научно-исследовательской части
Россия, СамараСписок литературы
- Путин В.В. Послание Федеральному собранию 2019 [Электронный ресурс] // Российская газета. – https://rg.ru/2019/02/20/stenogramma-poslaniia-vladimira-putina-federalnomu-sobraniiu.html.
- Указ о национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728.
- Богоявленская Д.Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одаренности // Психология творчества и одаренности: мат-лы всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 20–21 апреля 2018 г.: сб. ст. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Изд-во МПГУ, 2018. С. 21–26.
- Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусы: науч. монография. М.: Издательство Национального института бизнеса, 2008. 784 с.
- Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: к 60-летию члена-корреспондента Российской академии наук Юрия Николаевича Караулова. М.: Ин-т рус. языка РАН, 1995. 287 с.
- Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Закономерности общения в творческом коллективе // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 77–87.
- Калинина Л.Ю., Иванов Д.В. Технология раннего выявления одаренности средствами современного искусства: учебно-методическое пособие / под ред. Н.Г. Кочетовой. Самара: Издательство «Артель», 2019. 180 с.
- Современное искусство и отечественный художественный рынок: монография / под ред. Т.Е. Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
- Eco U. Opera aperta. Italy, Milano: Bompiani, 1962. 370 p.
- Раннее выявление одаренности в условиях художественно-творческого процесса: монография. Ч. I / отв. ред. Л.Ю. Калинина, Д.В. Иванов. Самара: Изд-во «Артель», 2018. 160 с.
- Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Обухов Д.К., Шумейко Н.С. Строение и развитие коры большого мозга. М.: Издательство «Спутник+», 2019. 559 с.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия постмодерна: сб. переводов и рефератов / отв. ред. А.Р. Усманова. Мн.: Изд-во «Красико-Принт», 1996. 207 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия / сост.-ред. А.Е. Тарас. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. С. 15–360.
- Калинина Л.Ю. Синтез искусств в современном художественно-эстетическом образовании: Теоретические основы и технология арт-композиции: монография. Самара: Издательство «Артель», 2017. 268 с.
- Bezruczko N. Is DNA expression generative art? // 20th generative art conference. Ravenna, Italy, 2017. P. 256–288.
- Шириева Н.В., Дыганова Е.А. «По мотивам татарского фольклора» Софии Губайдулиной: к проблеме интертекстуальности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37–2. С. 93–101.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Формирование механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Психофизиология матери и ребенка: нервная система: межвуз. сб. / под ред. акад. РАО, д-ра биол. наук А.С. Батуева. Вып. 33. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. С. 124–145.
- Привалова В.М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры: монография. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 236 с.
- Ceplitis A. The friction of aesthetics and narrative taxonomy in 360° films // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017. 2017 March 28–31. Book 6. Vol. 1. Sofia, Bulgaria, 2017. P. 477–484.
- Glaveanu V.P. Educating which creativity? // Thinking Skills and Creativity. 2018. Vol. 27. P. 25–32.
Дополнительные файлы
