Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе академического и профессионального взаимодействия на втором иностранном языке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В представленной статье исследуются особенности обучения немецкому языку как второму иностранному в железнодорожном вузе. В процессе анализа подчеркивается неэффективность традиционных методик и успешность применения билингвистического подхода, заключающегося в гармоничном сочетании методических принципов обучения в первом и втором иностранных языках. Авторы проводят теоретический анализ основополагающих принципов обучения второму иностранному языку: компаративный подход, принцип опоры на первый иностранный и родной языки, автономный подход, когнитивный принцип. Рассматриваются вопросы, связанные с интерференцией и трансференцией при обучении второму иностранному языку. В качестве технологий обучения, использование которых способствует эффективному овладению умениями и навыками иноязычной речи, предлагаются апробированные автором в учебном процессе проектные методики (симуляция, презентационная речь, Lapbook-технология). Анализируется рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык (второй)», разработанная преподавателями РГУПС в соответствии с новым поколением ФГОС. Делается вывод о ее соответствии требованиям, выдвигаемым методистами к процессу обучения второму иностранному языку. Анализ организации учебного процесса с применением составленных под программу учебного пособия и ФОС, предположительно, станет темой наших дальнейших исследований.

Об авторах

Ирина Васильевна Одарюк

Ростовский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: odar-irina@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Артем Семенович Гампарцумов

Ростовский государственный университет путей сообщения

Email: sciperartrrpi@mail.ru

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Исаева Т.Е. Определение профессиональных компетенций обучающихся университетов в соответствии с Федеральными образовательными стандартами 3++ // Преподаватель высшей школы в ХХI веке: тр. 15-й междунар. науч.-практ. интернет-конф. Т. 15. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2018. С. 9–14.
  2. Бессарабова О.Н. Реализация тенденции глобализации в современном инженерном образовании // Мир науки. 2018. Т. 6, № 5. С. 5–12.
  3. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001. 48 с.
  4. Рябцева О.М. Обучение немецкому языку как второму иностранному в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 121–126.
  5. Грецкая Т.В. К вопросу об оптимизации преподавания немецкого языка как второго иностранного в неязыковом вузе // International Scientific Review. Иваново: Олимп. 2016. № 13. С. 170–172.
  6. Чечетка В.И. Некоторые аспекты преподавания немецкого языка как второго иностранного в техническом вузе // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018. № 2 (38). С. 92–102.
  7. Одарюк И.В. Основные положения проектной методики обучения иностранным языкам // Личность, речь и юридическая практика. 2010. № 13. С. 210–212.
  8. Одарюк И.В. Применение практико-ориентированных методов в процессе обучения профессиональному общению на иностранном языке // Преподаватель высшей школы в XXI веке. 2016. № 1. С. 257–261.
  9. Одарюк И.В., Колмакова В.В. Симуляция как интерактивная технология при обучении деловому общению на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. 2016. № 9, ч. II. С. 201–203.
  10. Одарюк И.В., Войкина А.Ю. Презентационная речь как технология формирования компетенции делового общения на иностранном языке // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конф. Т. 11. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2014. С. 204–209.
  11. Одарюк И.В., Котляренко Ю.Ю. Использование Lapbook-технологии в организации академического и профессионального взаимодействия с обучающимися технического вуза на иностранном языке // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 266–270.
  12. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. 159 с.
  13. Белова Ю.А., Гладкова О.С. Специфика обучения немецкому языку как второму иностранному языку в средней школе // Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. 2015. № 5. С. 57–62.
  14. Воронина Г.И. Теория и практика обучения немецкому языку как второму иностранному. М.: АПК и ПРО, 2003. 68 с.
  15. Щепилова А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 4–11.
  16. Яковлева Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2001. № 6. С. 4–8.
  17. Лобановская Е.В. Особенности когнитивного процесса усвоения второго (немецкий после английского) иностранного языка // Филологический аспект. 2017. № 1 (21). С. 9–15.
  18. Гиренко И.В. Об особенностях обучения немецкому языку как второму иностранному на базе английского в технических вузах // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2007. Т. 37. С. 21–23.
  19. Котляренко Ю.А., Одарюк И.В., Ромащенко С.В. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (второй)» по направлению подготовки 43.03.02 Туризм. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. 37 с.
  20. Котляренко Ю.А., Одарюк И.В., Ромащенко С.В. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (второй)» по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. 37 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Одарюк И.В., Гампарцумов А.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».