Научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ интернационализации образования как ведущего направления развития высшего образования в контексте глобализации. Автор рассматривает отечественные и зарубежные теории интернационализации образования, выделяя в ней политические, экономические, демографические и педагогические стороны, что доказывает многоаспектность данного научно-образовательного феномена. Необходимость усиления геополитического влияния России в мире и укрепления конкурентных преимуществ российского образования актуализируют исследовательский интерес к успешному опыту зарубежных стран в области интернационализации образования, возможности его использования в российских вузах. Научная новизна и теоретическая значимость выполненного исследования заключается в обосновании и характеристике научно-методических условий адаптации зарубежного опыта интернационализации образования. Автор доказывает, что научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия. Комплексная реализация выявленных условий позволяет обеспечить системное внедрение международного измерения в образовательную, исследовательскую, управленческую деятельность вузов. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в развитии международной деятельности вузов, в интеграции современных инструментов интернационализации высшего образования с учетом российских академических и научных традиций.

Об авторах

Ольга Викторовна Алдакимова

Армавирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: aldakimova.olga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9218-901X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

Россия, Армавир, Краснодарский край

Список литературы

  1. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. № 33. P. 1–3.
  2. Rosyidah N., Matin, Rosyidi U. Internationalization in higher education: university’s effective promotion strategies in building international trust // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 351–361. doi: 10.12973/eu-jer.9.1.351.
  3. Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Интернационализация опорного университета: арктический вектор // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 127–136. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136.
  4. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31–43. doi: 10.32744/pse.2019.3.3.
  5. Алешина И.В. Интернационализация: стратегия развития университета в эпоху глобализации // Вестник Университета. 2017. № 3. С. 210–214.
  6. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева [и др.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. 210 с.
  7. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13–28.
  8. Crăciun D. National policies for higher education internationalization: a global comparative perspective // European higher education area: the impact of past and future policies / eds. A. Curaj, L. Deca, M. Pricopie. Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 95–106.
  9. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73–78. doi: 10.22394/1726-1139-2018-12-73-78.
  10. Малкова И.Ю., Масленникова О.Г. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 66–73. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-66-73.
  11. О приоритетном проекте «Экспорт образования» [Электронный ресурс] // Правительство России. http://government.ru/info/27864.
  12. Alsharari N.M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis // International Journal of Educational Management. 2018. № 32 (3). P. 359–381.
  13. De Wit H. Internationalization in higher education: a critical review // SFU Educational Review. 2019. № 12 (3). P. 9–17. doi: 10.21810/sfuer.v12i3.1036.
  14. De Wit H., Rumbley L.E. Professional development in international education. the example of the Boston College MA in international higher education // Internationalization of Higher Education. 2017. A Handbook. Is. 3. P. 2–14.
  15. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31–58. doi: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58.
  16. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 9–20. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20.
  17. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 9–31. doi: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31.
  18. Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming education. Singapore: Springer, 2018. 251 p.
  19. Нефедова А.И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2017. № 12. С. 136–148.
  20. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 9–26. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26.
  21. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27–40. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40.
  22. Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 3. С. 499–508. doi: 10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508.
  23. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131–139. doi: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139.
  24. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126–135.
  25. Копусь Т.Л. Практики интернационализации учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. doi: 10.17513/spno.29276.
  26. Wihlborg M., Robson S. Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8, is. 1. P. 8–18.
  27. Добрынина Н.И., Бабушкина Е.В. Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российских образовательных организаций высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 280–284.
  28. Красильникова Н.В., Кузьминых Ж.О. Интернационализация образовательного процесса в современном университете: опыт Италии, возможности для России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 193–199.
  29. Старыгина А.М. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних отношений с Китаем // Гуманитарий Юга России. 2017. № 2 (26). С. 280–290.
  30. Пацукевич О.В. Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4. С. 165–168.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алдакимова О.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».