Научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования
- Авторы: Алдакимова О.В.1
-
Учреждения:
- Армавирский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 3 (2020)
- Страницы: 245-249
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/44207
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202093301
- ID: 44207
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ интернационализации образования как ведущего направления развития высшего образования в контексте глобализации. Автор рассматривает отечественные и зарубежные теории интернационализации образования, выделяя в ней политические, экономические, демографические и педагогические стороны, что доказывает многоаспектность данного научно-образовательного феномена. Необходимость усиления геополитического влияния России в мире и укрепления конкурентных преимуществ российского образования актуализируют исследовательский интерес к успешному опыту зарубежных стран в области интернационализации образования, возможности его использования в российских вузах. Научная новизна и теоретическая значимость выполненного исследования заключается в обосновании и характеристике научно-методических условий адаптации зарубежного опыта интернационализации образования. Автор доказывает, что научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия. Комплексная реализация выявленных условий позволяет обеспечить системное внедрение международного измерения в образовательную, исследовательскую, управленческую деятельность вузов. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в развитии международной деятельности вузов, в интеграции современных инструментов интернационализации высшего образования с учетом российских академических и научных традиций.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Викторовна Алдакимова
Армавирский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: aldakimova.olga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9218-901X
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии
Россия, Армавир, Краснодарский крайСписок литературы
- Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. № 33. P. 1–3.
- Rosyidah N., Matin, Rosyidi U. Internationalization in higher education: university’s effective promotion strategies in building international trust // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 351–361. doi: 10.12973/eu-jer.9.1.351.
- Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Интернационализация опорного университета: арктический вектор // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 127–136. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136.
- Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31–43. doi: 10.32744/pse.2019.3.3.
- Алешина И.В. Интернационализация: стратегия развития университета в эпоху глобализации // Вестник Университета. 2017. № 3. С. 210–214.
- Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева [и др.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. 210 с.
- Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13–28.
- Crăciun D. National policies for higher education internationalization: a global comparative perspective // European higher education area: the impact of past and future policies / eds. A. Curaj, L. Deca, M. Pricopie. Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 95–106.
- Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73–78. doi: 10.22394/1726-1139-2018-12-73-78.
- Малкова И.Ю., Масленникова О.Г. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 66–73. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-66-73.
- О приоритетном проекте «Экспорт образования» [Электронный ресурс] // Правительство России. http://government.ru/info/27864.
- Alsharari N.M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis // International Journal of Educational Management. 2018. № 32 (3). P. 359–381.
- De Wit H. Internationalization in higher education: a critical review // SFU Educational Review. 2019. № 12 (3). P. 9–17. doi: 10.21810/sfuer.v12i3.1036.
- De Wit H., Rumbley L.E. Professional development in international education. the example of the Boston College MA in international higher education // Internationalization of Higher Education. 2017. A Handbook. Is. 3. P. 2–14.
- Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31–58. doi: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58.
- Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 9–20. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20.
- Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 9–31. doi: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31.
- Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming education. Singapore: Springer, 2018. 251 p.
- Нефедова А.И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2017. № 12. С. 136–148.
- Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 9–26. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26.
- Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27–40. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40.
- Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 3. С. 499–508. doi: 10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508.
- Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131–139. doi: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139.
- Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126–135.
- Копусь Т.Л. Практики интернационализации учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. doi: 10.17513/spno.29276.
- Wihlborg M., Robson S. Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8, is. 1. P. 8–18.
- Добрынина Н.И., Бабушкина Е.В. Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российских образовательных организаций высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 280–284.
- Красильникова Н.В., Кузьминых Ж.О. Интернационализация образовательного процесса в современном университете: опыт Италии, возможности для России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 193–199.
- Старыгина А.М. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних отношений с Китаем // Гуманитарий Юга России. 2017. № 2 (26). С. 280–290.
- Пацукевич О.В. Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4. С. 165–168.
Дополнительные файлы
