Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне ее

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен сопоставительный анализ барьеров в изучении иностранного языка, с которыми сталкиваются взрослые студенты в условиях языковой среды и вне ее. На первом этапе исследования на основе анализа литературы, посвящённой проблемам в изучении иностранного языка, была составлена типология трудностей и барьеров в изучении иностранного языка, определены психолого-педагогические характеристики взрослого как субъекта обучения, дано рабочее определение трудностям и барьеру в изучении иностранного языка. В данной статье под трудностью понимается объективная данность, неизбежно сопровождающий процесс обучения вызов, требующий высокого уровня умственного напряжения, затрат труда, энергии. Барьером в изучении иностранного языка мы будем считать результат взаимодействия студента с объективными и субъективными трудностями, отражающийся в учебной деятельности и психоэмоциональном состоянии студента. На втором этапе исследования на основе бесед с преподавателями английского языка и русского языка как иностранного были сопоставлены барьеры, присутствующие в языковой среде и вне ее. Уровень барьеров иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный в России, был оценен как высокий. Более того, эти студенты демонстрировали большее количество психологических, социальных, психофизиологических и лингвистических барьеров, нежели российские студенты, изучающие английский на родине. Некоторые виды барьеров, зафиксированных нами в языковой среде, полностью отсутствовали вне ее: социально-адаптационные трудности, проблемы межкультурной коммуникации. Тем не менее были выявлены барьеры, наиболее типичные для студентов вне языковой среды: трудности понимания на слух иноязычной речи, низкая мотивация к изучению иностранного языка, недоверие к преподавателю как авторитетному источнику информации. Причины высокого уровня барьерности в языковой среде мы усматриваем в большей интенсивности обучения по сравнению с изучением языка в родной стране; ростом психологического давления в связи с переездом и необходимостью адаптации к новой учебной реальности и условиям жизни. Был сделан вывод, что языковая среда, являясь для студентов стимулом к скорейшему овладению языком, в то же время является источником дополнительных трудностей, влияющих на процесс обучения.

Об авторах

Наталья Сергеевна Брем

Новосибирский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: natasha.brem@gmail.com

аспирант кафедры филологии

Россия, Новосибирск

Список литературы

  1. Спиридонова А.В. Языковая среда как средство активизации детей раннего возраста на занятиях английского языка // Детский сад от А до Я. 2009. № 2. С. 88–93.
  2. Гирич З.И. Языковая среда как дидактическая категория в методике обучения иностранным языкам // Знание. 2016. № 1–3. С. 26–29.
  3. Богачева Д.П. Погружение в языковую среду как эффективный метод развития языковой компетенции // Развитие профессионализма. 2016. № 2. С. 21–24.
  4. Владисавлевич Ю.В. Погружение в языковую среду как решающий фактор при изучении иностранного языка // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения (г. Москва, 19–20 апреля 2017 г.). М.: ИИУ МГОУ, 2017. С. 163–164.
  5. Махиянова Л.Р. Языковая среда города как образовательное пространство // Мова. 2014. № 22. С. 264–268.
  6. Орехова И.Я. Языковая среда. Попытка типологии. М.: Гос. ин-т рус. яз., 2003. 193 с.
  7. Muñoz C. On how age affects foreign language learning // Advances in research on language acquisition and teaching. 2010. P. 39–49.
  8. Пряничникова Людмила Владимировна Психологическая готовность ребенка к изучению иностранного языка // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 183–190.
  9. Shin J.S. Age factor in foreign language acquisition // The SNU Journal of Education Research. 1999. Vol. 9. P. 1–16.
  10. Krashen S.D., Long M.A., Scarcella R.C. Age, rate and eventual attainment in second language acquisition // TESOL quarterly. 1979. P. 573–582.
  11. Tellier A., Roehr-Brackin K. The development of language learning aptitude and metalinguistic awareness in primary-school children: a classroom study // Essex Research Reports in Linguistics. Vol. 62, № 1. Colchester, UK, April, 2013. 28 p.
  12. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. Златоуст, 2006. 271 с.
  13. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку (Вопросы теории и практики). М.: Педагогика, 1978. 168 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 476 с.
  15. Погорелова М.В., Тхам Д.Т.Х. Русские глаголы с постфиксом -ся в аспекте обучения вьетнамских студентов // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 189–196.
  16. Снежко К.М. Причины возникновения трудностей неустойчивых ошибок в речи англоговорящих учащихся в употреблении категорий наклонения // Русский язык и культура в пространстве Русского мира: мат-лы II конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 26–28 октября 2010 г. В 2 ч. Т. 2. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. С. 359–362.
  17. Бахтина С.И., Павлова Т.Н. Сходство и различия русского и других языков как факторы, определяющие эффективность освоения русского языка как иностранного студентами-инофонами (на примере португальского языка) // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4. С. 142–146.
  18. Василенко Т.Н. Из опыта преподавания РКИ иностранным специалистам из стран Центральной Азии: проблемы и способы их решения // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 15–2. С. 179–181.
  19. Хавронина С.А. Мотивация как фактор успешности изучения русского языка китайскими студентами // Русский язык и культура в пространстве Русского мира: мат-лы II конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 26–28 октября 2010 г. В 2 ч. Т. 2. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. С. 155–160.
  20. Куриленко В.Б., Щербакова О.М., Бирюкова Ю.Н. Глаголы движения: стратегии обучения на начальном этапе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20, № 4. С. 14–20.
  21. Авдеева И.Б. Неожиданные трудности при обучении иностранных учащихся чтению аутентичных текстов научного стиля // Русский язык и культура в пространстве Русского мира: мат-лы II конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 26–28 октября 2010 г. В 2 ч. Т. 2. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. С. 209–214.
  22. Тимошенкова Г.Ю., Федотова Н.В. Изучение культуры и менталитета алжирских обучаемых в ходе занятий по РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 429–434.
  23. Щукина О.В. Различия в функционировании гласных фонем в русском и французском языках как фактор фонетической интерференции // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 206–210.
  24. Дурова Е.Н., Сушкова И.М. Обучение фонетике русского языка испаноговорящих студентов // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 161–166.
  25. Пеетерс-Подгаевская А.В., Андреюшина Е.А. Трудности в освоении фонетики русского языка нидерландскими студентами // Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания. 2013. № 9. С. 277–290.
  26. Малиновская И.Б., Лайткеп М.В. Особенности обучения фонетическому оформлению речи вьетнамских учащихся (начальный этап) // Актуальные проблемы методики преподавания РКИ в условиях интернационализации образования: мат-лы Тверского международного семинара учёных-филологов и методистов, преподавателей русского языка как иностранного. Тверь, 05 мая 2006 г. Тверь: ТвГУ, 2006. С. 47–54.
  27. Шмонина Т.А. Влияние социально-культурных характеристик иностранных студентов арабских стран на способности к обучению // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы всерос. семинара. Т. 2. Томск, 21–23 октября 2008 года. Томск: Издательство ТПУ, 2008. С. 182–185.
  28. Григорьян Е.Л. Специфика преподавания курсов по истории языкознания магистрантам и аспирантам из Китая // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 36–39.
  29. Чулкова С.Б. Социально-культурные аспекты обучения китайских студентов в российских вузах // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы всерос. семинара. Т. 2. Томск, 21–23 октября 2008 года. Томск: Издательство ТПУ, 2008. С. 157–164.
  30. Назарова И.В. Методические особенности преподавания дисциплины «Основы филологии» в иностранной аудитории // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 96–99.
  31. Фролова О.А., Аль-Хатиб Е. К вопросу о межличностных отношениях преподавателей и студентов (на примере Сирии и России) // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 438–445.
  32. Грибовская Н.Ю. Этнокультурные особенности обучающихся из Йемена // Актуальные проблемы изучения и преподавания РКИ в вузе в условиях интернационализации образования: мат-лы II междунар. семинара, посв. 15-летию академического сотрудничества Тверского государственного университета с университетами Финляндии. Тверь: ТвГУ, 2015. С. 331–335.
  33. Антонова Ю.А. О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 13–16.
  34. Таирова А.А. Анкетирование как эффективный способ в решении проблемы социально-культурной адаптации стажёров из КНР к условиям обучения во Владимирском государственном университете // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 420–425.
  35. Дрокина С.В. Влияние культуры общения преподавателей на успешность психологической адаптации студентов // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы всерос. семинара. Т. 2. Томск, 21–23 октября 2008 года. Томск: Издательство ТПУ, 2008. С. 51–54.
  36. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С., Годенко А.Е. Влияние национально-психологических особенностей иностранных студентов на процессы адаптации // Primo aspectu. 2019. № 4 (40). С. 36–40.
  37. Березняк Ю.Л., Олешко Т.В., Щербакова Т.К., Лузина В.М., Городнов К.В., Макуха С.И., Игнатенко В.З. Особенности обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе: педагогические аспекты адаптации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5–4. С. 666–670.
  38. Абунавас Х.А., Берестнева О.Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере Томского политехнического университета // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы всерос. семинара. Т. 2. Томск, 21–23 октября 2008 года. Томск: Издательство ТПУ, 2008. С. 7–12.
  39. Харзеева Д.О., Петросян О.Б. Трудности аудирования при изучении РКИ // Высшая школа: проблемы и перспективы: мат-лы 13-й междунар. науч.-метод. конф., Минск, 20 февр. 2018 г. В 3 ч. Ч. 3. Минск: РИВШ, 2018. С. 333–336.
  40. Чжан Г. Пути преодоления языковых трудностей в процессе изучения русского языка как иностранного (РКИ) // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–1. С. 420–423.
  41. Адигезалова И.В. Категория вида глагола на начальном этапе обучения РКИ. Трудности в объяснении и усвоении // Материалы LVI отчетной науч. конф. преподавателей и научных сотрудников ВГУИТ за 2017 год. В 3 ч. Ч. 3 / под ред. С.Т. Антипова. Воронеж: ВГУИТ, 2018. С. 54.
  42. Строганова К.Е. Научно-методическое обеспечение формирования невербального компонента межкультурной компетенции у иностранных (арабских) студентов // Актуальные вопросы организации научно-методического обеспечения университетского образования: мат-лы междунар. науч.-практ. интернет-конф., Минск, 26–27 октября 2017 г. / редкол.: Л.И. Мосейчук (отв. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2017. С. 138–142.
  43. Ибрагимли Б.Я.О., Филатова В.Б. Языковая адаптация как процесс преодоления языкового барьера иностранными учащимися // Студенческая наука как ресурс инновационного потенциала развития: VII междунар. студенческая науч. конф. (Воронеж, 23 мая 2018 г.): мат-лы и докл. / редкол.: Л.П. Земскова (отв. ред.) [и др.]. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2018. С. 30–35.
  44. Папян Г.Б. Вербальная и невербальная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 4. С. 84–90.
  45. Быкова О.П. Средства обучения РКИ: национально-ориентированные методические рекомендации для преподавателей // Вестник ЧитГУ. 2010. № 3 (60). С. 84–89.
  46. Фесенко О.П. Проблемы освоения русского языка как иностранного при различных сроках обучения // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: мат-лы 4-й междунар. науч.-метод. конф. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 135–140.
  47. Ван Ц., Янченко В.Д. Проблема расхождения образовательного стандарта и практики преподавания русской литературы китайским студентам-русистам // Наука и школа. 2015. № 3. С. 7–11.
  48. Доан В.К. Русский мир во Вьетнаме // Вестник Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. 2011. № 2–3. С. 11–17.
  49. Щербина Е.В. Оценка интереса к изучению русского языка в Таиланде на примере провинции Пхукет // Вестник Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. 2011. № 2–3. С. 18–22.
  50. Гусейнова Н.А. К вопросу о целесообразности создания базового учебника по РКИ // Русский язык: история, диалекты, современность: сб. науч. ст. по мат-лам докл. и сообщ. конф. Вып. XVII. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 83–87.
  51. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТАстрель Транзиткнига. 2005. 384 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Соотношение трудностей, возникающих у студентов, которые изучают русский язык как иностранный

3. Рисунок 2 – Соотношение трудностей, возникающих у российских студентов, изучающих английский язык


© Брем Н.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».