Роль анатомического музея в образовательной деятельности вуза
- Авторы: Шилкова Т.В.1, Ефимова Н.В.1, Соколова Т.Л.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 2 (2020)
- Страницы: 300-307
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/42261
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202316
- ID: 42261
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анатомические музеи занимают важное место среди музеев, являясь источником эмпирических знаний в области биологической науки. Однако большинство анатомических музеев организуется на базе медицинских и фармацевтических вузов как дополнительное образовательное пространство для получения студентами наиболее полного представления о строении тела человека и изменениях, происходящих в тканях и органах при воздействии различных негативных факторов окружающей среды. Анатомические музеи, созданные на базе педагогических вузов, способны выполнять не только учебные и исследовательские функции по отношению к студентам, но и обучающие, воспитательные и просветительские функции для широкого круга обучающихся. В статье описан опыт использования фондов музея анатомии человека на кафедре общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» в образовательном процессе студентов и учащихся. Рассматривается несколько направлений деятельности анатомического музея, касающихся осуществления образовательной, учебно-исследовательской и просветительской деятельности. Представлены методические рекомендации, направленные на совершенствование подготовки учащихся к практическому туру регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии (кабинет «Биология человека», 9–10 классы), включающие алгоритм выполнения практических заданий по определению и описанию органов (костей скелета) человека, примеры олимпиадных заданий с матрицей ответов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Викторовна Шилкова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: shilkovatv@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскНаталья Владимировна Ефимова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: efimovanv12@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскТатьяна Леонидовна Соколова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: sokolovatl@cspu.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Грачева Е.С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект // Молодой ученый. 2010. № 10. С. 240–245.
- Таушканова А.О., Шанц Е.А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 98–100.
- Ченцова О.В. Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 29–39.
- Бугаева И.О., Алешкина О.Ю., Бикбаева Т.С. Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. Т. 14, № 1. С. 97–100.
- Пашков А.Н., Щетинкина Н.А., Глазьева Е.С. Использование музейных коллекций кафедры биологии в учебном процессе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20, № 2. С. 25–30. doi: 10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-2-25-30.
- Харченко В.В., Рязаева Л.М., Лазаренко В.А. Музей анатомии человека. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. 120 с.
- Бугаева И.О., Андронова Т.А., Дурнова Н.А., Березуцкий М.А., Шереметьева А.С. Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. Т. 14, № 3. С. 457–460.
- Ворошин С.Д. Музеи Южно-Уральского медицинского университета: к истории возникновения и деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16, № 2. С. 106–110.
- Егорова Л.А. Роль музея и экскурсий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования: методическая разработка. Тула, 2000 [Электронный ресурс] // http://www.tulacentr.ru/sites/tulacentr.ru/files/uploads/document/Kuznecova_N.A/Ekskurs.deyatelnost_Vyp.1.doc.
- Рогочий С.З., Бородина К.М. Значимость и целесообразность проведения экскурсий в анатомическом музее // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Т. 1. С. 95–97.
- Иванова О.В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3 (51). С. 148–160.
- Наумова И.В. Виртуальный музей как один из методов обучения // Молодой ученый. 2019. № 46. С. 293–294.
- Еремеева О.А. Роль музейного пространства в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2411–2415.
- Кузыбаева М.П. Медицинские музеи вузов в начале XXI века // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 146–151.
- Медицинское музееведение: справочные материалы по истории медицины для студентов медицинских и фармацевтических вузов всех форм обучения / под ред. К.А. Пашкова. М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. 352 с.
- Карташева А.В., Дугинец С.М., Курьянов А.К. Обзор медицинских коллекций музеев города Ставрополя // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. Т. 10, № 3. С. 322–326.
- Реестр медицинских музеев России. 2014 год / сост. К.А. Пашков, Н.В. Чиж. М.: Издательский дом «Магистраль», 2014. 408 с.
- Петров Т.Э., Каравашкина А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи // Интеграция образования. 2005. № 4. С. 150–154.
- Московченко О.Н., Катцин О.А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни // Вестник КемГУ. 2013. Т. 1, № 3 (55). С. 90–94.
- Естественнонаучные музеи России / сост. В.С. Ионкина и др. М.: Гос. Дарвиновский музей, 2008. 463 с.
- Гончаров Н.И., Сперанский Л.С., Краюшкин А.И., Дмитриенко С.В. Руководство по препарированию и изготовлению анатомических препаратов. М.: Медицинская книга, Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2002. 192 с.
- Пикалюк В.С., Мороз Г.А., Кутя С.А. Методическое пособие по изготовлению анатомических препаратов. Симферополь: Изд-во Крым. гос. мед. ун-та, 2004. 76 с.
- Вахрушева Т.И. Техника изготовления влажных патологоанатомических препаратов // Вестник КрасГАУ. 2014. № 9. С. 150–152.
- Ярославцев Б.М., Кузнецова Н.Г. Руководство для преподавателей школ и техникумов по приготовлению анатомических и зоологических препаратов. Фрунзе: Изд-во Киргизского гос. ун-та, 1963. 194 с.
- Ярошевич С.П.Экскурсия в анатомическом музее: метод. рекомендации. Минск: БГМУ, 2012. 24 с.
- Шибкова Д.З. Общие рекомендации по подготовке к теоретическому туру олимпиады // Методические рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по организации олимпиад по биологии. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. С. 14–19.
- Ефимова Н.В., Шилкова Т.В., Соколова Т.Л. К вопросу совершенствования содержания подготовки школьников к практическому туру регионального этапа Всероссийской биологической олимпиады // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 334–341.
- Ефимова Н.В., Чучкина Р.Ф. Методические указания к выполнению заданий по морфологии и гистологии практического тура школьной биологической олимпиады // Методические рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по организации олимпиад по биологии. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. С. 31–39.
- Асылбекова Г.Е., Алиясова В.Н., Болдишор И.В. Основы подготовки школьников к олимпиаде по биологии // American Scientific Journal. 2016. № 8 (8). С. 4–7.
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «Анатомия человека» (раздел «Опорно-двигательный аппарат») для студентов, обучающихся по программе бакалавриата (Направление 44.03.05 – Педагогическое образование, профильная направленность «Биология – Химия», «География – Биология»). 2-е изд., перераб. / авт.-сост. Н.В. Ефимова, Т.В. Шилкова. Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2019. 114 с.
Дополнительные файлы
