Роль анатомического музея в образовательной деятельности вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анатомические музеи занимают важное место среди музеев, являясь источником эмпирических знаний в области биологической науки. Однако большинство анатомических музеев организуется на базе медицинских и фармацевтических вузов как дополнительное образовательное пространство для получения студентами наиболее полного представления о строении тела человека и изменениях, происходящих в тканях и органах при воздействии различных негативных факторов окружающей среды. Анатомические музеи, созданные на базе педагогических вузов, способны выполнять не только учебные и исследовательские функции по отношению к студентам, но и обучающие, воспитательные и просветительские функции для широкого круга обучающихся. В статье описан опыт использования фондов музея анатомии человека на кафедре общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» в образовательном процессе студентов и учащихся. Рассматривается несколько направлений деятельности анатомического музея, касающихся осуществления образовательной, учебно-исследовательской и просветительской деятельности. Представлены методические рекомендации, направленные на совершенствование подготовки учащихся к практическому туру регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии (кабинет «Биология человека», 9–10 классы), включающие алгоритм выполнения практических заданий по определению и описанию органов (костей скелета) человека, примеры олимпиадных заданий с матрицей ответов.

Об авторах

Татьяна Викторовна Шилкова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: shilkovatv@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Наталья Владимировна Ефимова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: efimovanv12@mail.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Татьяна Леонидовна Соколова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: sokolovatl@cspu.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Грачева Е.С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект // Молодой ученый. 2010. № 10. С. 240–245.
  2. Таушканова А.О., Шанц Е.А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 98–100.
  3. Ченцова О.В. Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 29–39.
  4. Бугаева И.О., Алешкина О.Ю., Бикбаева Т.С. Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. Т. 14, № 1. С. 97–100.
  5. Пашков А.Н., Щетинкина Н.А., Глазьева Е.С. Использование музейных коллекций кафедры биологии в учебном процессе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20, № 2. С. 25–30. doi: 10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-2-25-30.
  6. Харченко В.В., Рязаева Л.М., Лазаренко В.А. Музей анатомии человека. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. 120 с.
  7. Бугаева И.О., Андронова Т.А., Дурнова Н.А., Березуцкий М.А., Шереметьева А.С. Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. Т. 14, № 3. С. 457–460.
  8. Ворошин С.Д. Музеи Южно-Уральского медицинского университета: к истории возникновения и деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16, № 2. С. 106–110.
  9. Егорова Л.А. Роль музея и экскурсий в учебно-воспитательном процессе учреждений образования: методическая разработка. Тула, 2000 [Электронный ресурс] // http://www.tulacentr.ru/sites/tulacentr.ru/files/uploads/document/Kuznecova_N.A/Ekskurs.deyatelnost_Vyp.1.doc.
  10. Рогочий С.З., Бородина К.М. Значимость и целесообразность проведения экскурсий в анатомическом музее // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Т. 1. С. 95–97.
  11. Иванова О.В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3 (51). С. 148–160.
  12. Наумова И.В. Виртуальный музей как один из методов обучения // Молодой ученый. 2019. № 46. С. 293–294.
  13. Еремеева О.А. Роль музейного пространства в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2411–2415.
  14. Кузыбаева М.П. Медицинские музеи вузов в начале XXI века // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 146–151.
  15. Медицинское музееведение: справочные материалы по истории медицины для студентов медицинских и фармацевтических вузов всех форм обучения / под ред. К.А. Пашкова. М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. 352 с.
  16. Карташева А.В., Дугинец С.М., Курьянов А.К. Обзор медицинских коллекций музеев города Ставрополя // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. Т. 10, № 3. С. 322–326.
  17. Реестр медицинских музеев России. 2014 год / сост. К.А. Пашков, Н.В. Чиж. М.: Издательский дом «Магистраль», 2014. 408 с.
  18. Петров Т.Э., Каравашкина А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи // Интеграция образования. 2005. № 4. С. 150–154.
  19. Московченко О.Н., Катцин О.А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни // Вестник КемГУ. 2013. Т. 1, № 3 (55). С. 90–94.
  20. Естественнонаучные музеи России / сост. В.С. Ионкина и др. М.: Гос. Дарвиновский музей, 2008. 463 с.
  21. Гончаров Н.И., Сперанский Л.С., Краюшкин А.И., Дмитриенко С.В. Руководство по препарированию и изготовлению анатомических препаратов. М.: Медицинская книга, Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2002. 192 с.
  22. Пикалюк В.С., Мороз Г.А., Кутя С.А. Методическое пособие по изготовлению анатомических препаратов. Симферополь: Изд-во Крым. гос. мед. ун-та, 2004. 76 с.
  23. Вахрушева Т.И. Техника изготовления влажных патологоанатомических препаратов // Вестник КрасГАУ. 2014. № 9. С. 150–152.
  24. Ярославцев Б.М., Кузнецова Н.Г. Руководство для преподавателей школ и техникумов по приготовлению анатомических и зоологических препаратов. Фрунзе: Изд-во Киргизского гос. ун-та, 1963. 194 с.
  25. Ярошевич С.П.Экскурсия в анатомическом музее: метод. рекомендации. Минск: БГМУ, 2012. 24 с.
  26. Шибкова Д.З. Общие рекомендации по подготовке к теоретическому туру олимпиады // Методические рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по организации олимпиад по биологии. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. С. 14–19.
  27. Ефимова Н.В., Шилкова Т.В., Соколова Т.Л. К вопросу совершенствования содержания подготовки школьников к практическому туру регионального этапа Всероссийской биологической олимпиады // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 334–341.
  28. Ефимова Н.В., Чучкина Р.Ф. Методические указания к выполнению заданий по морфологии и гистологии практического тура школьной биологической олимпиады // Методические рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по организации олимпиад по биологии. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. С. 31–39.
  29. Асылбекова Г.Е., Алиясова В.Н., Болдишор И.В. Основы подготовки школьников к олимпиаде по биологии // American Scientific Journal. 2016. № 8 (8). С. 4–7.
  30. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Анатомия человека» (раздел «Опорно-двигательный аппарат») для студентов, обучающихся по программе бакалавриата (Направление 44.03.05 – Педагогическое образование, профильная направленность «Биология – Химия», «География – Биология»). 2-е изд., перераб. / авт.-сост. Н.В. Ефимова, Т.В. Шилкова. Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2019. 114 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Основатель музея анатомии человека ЮУрГГПУ доцент, к.б.н. Р.Ф. Чучкина

Скачать (18KB)
3. Рисунок 2 – Анатомический музей ЮУрГГПУ

Скачать (14KB)
4. Рисунок 2 – Анатомический музей ЮУрГГПУ

Скачать (11KB)
5. Рисунок 3 – Пример инвентарной карточки на анатомический экспонат

6. Рисунок 4 – Позвонки (А, Б)

Скачать (14KB)
7. Рисунок 5 – Кости скелета (А, Б)


© Шилкова Т.В., Ефимова Н.В., Соколова Т.Л., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».