Портрет компетентного (идеального) преподавателя: точка зрения студентов и преподавателей (на материале языковой кафедры неязыкового вуза)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор заинтересован в исследовании портрета компетентного (идеального) преподавателя. Влияет ли интенсификация темпа обучения и выросшие требования к качеству образования на смещение акцентов в личности специалиста на больший прагматизм, жесткость. Или по-прежнему, как во времена Песталоцци, человечность и нравственность определяют личность педагога? Какие качества личности преподавателя гуманитарных дисциплин ценны для студентов? В данной статье автор исследует, совпадают ли точки зрения на личностную компетентность у студентов и преподавателей. Для того, чтобы привить студентам интерес к изучению языка, побудить их выполнять большой объем работы, преподаватель должен обладать знанием предмета, владеть коммуникацией, быть харизматичной личностью. Студенты первых курсов при адаптации к обучению в вузе оценивают свою эффективность в обучении и общении через призму школьного опыта. Мнение студентов об объективности оценок преподавателя зависит от того, как складываются межличностная коммуникация в парадигме «студент – преподаватель». Адаптация студентов к новым формам обучения во многом зависит от того, соответствует ли личность преподавателя тому образу компетентного (идеального педагога), который сформировался у них на предыдущей ступени обучения.

Об авторах

Татьяна Михайловна Татарина

Петрозаводский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tattan@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений

Россия, Петрозаводск

Список литературы

  1. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.
  2. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987. 269 с.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986. 420 с.
  4. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования. 2011. № 2 (16). С. 6.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.
  7. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4: Приложение «Гуманитарные науки». С. 162–169.
  8. Москаленко О.В. Роль профессионального самосознания в личностно-профессиональном развитии специалиста // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2013. № 4 (19). С. 95–107.
  9. Соколова Л.Б., Дацковская Н.А. Личность учителя в системе развивающего обучения К.Д. Ушинского // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 10, ч. 1. С. 61–67.
  10. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2003. № 5 (125) // https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200300509.
  11. Дзюба Е.А. Внутренняя дифференциация как фактор формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7, № 2. С. 44–48.
  12. Кригер Е.Э. Сопровождение профессионального педагога в ситуации неопределенности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика». 2008. Т. 11, № 1. С. 27–37.
  13. Поваренков Ю.П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. Т. 1, № 2. С. 9–16.
  14. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов: ценностно-смысловой подход // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 4 (58). С. 64–73.
  15. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 84–112.
  16. Москвина Н.Б. Межпарадигмальный подход к проблеме личностно-профессиональных деформаций педагогов // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 136–141.
  17. Москвина Н.Б. О чем мы не говорим студентам // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 65–70.
  18. Махнач А.В. Жизнестойкость человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 5–16.
  19. Петрова В.Н., Козлова Н.В. Профессиональное развитие в меняющемся мире стратегия жизнеосуществления // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. С. 59–74.
  20. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности // Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. С. 75–90.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Средние показатели выраженности 8 октант в исследуемых группах

Скачать (12KB)

© Татарина Т.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».