Модернизация иноязычной образовательной среды в контексте внеурочной деятельности школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена анализу положения иноязычной образовательной среды в методической системе школьного образования, оценке её возможностей для преподавания иностранного языка и становления языковой культуры обучающегося. Раскрывается понятие иноязычной образовательной среды применительно к урочной и внеурочной деятельности. В качестве метода исследования используется анализ научных источников. Среди трендов глобального развития авторы выделяют тренды, определяющие развитие системы школьного образования в контексте цифровой образовательной среды. Проводится анализ структуры образовательного процесса, форм его организации в контексте современных трендов образования. Рассматриваются методические цели этапов образовательного процесса в школе и соответствующие им действия. В ходе исследования этапы образовательно процесса маркируются с точки зрения вариативности условий реализации образовательного процесса и управляемости. Выдвигается гипотеза о том, что изучение иностранного языка в рамках внеурочной деятельности будет особенно эффективным при наличии иноязычной образовательной среды, интегрированной в информационно-образовательную среду школы. Проанализированы актуальные формы реализации иноязычной образовательной среды в структуре информационно-образовательной среды образовательной организации. В статье подробно рассмотрена эволюция понятия внеурочная деятельность и иноязычная образовательная среда. На основе проведенного анализа обозначены структурные компоненты иноязычной образовательной среды и принципы её построения.

Об авторах

Антон Владимирович Шаталов

Средняя общеобразовательная школа № 337 Невского района Санкт-Петербурга

Автор, ответственный за переписку.
Email: avshatalov@hotmail.com

директор, учитель английского языка

Россия, г. Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.
  2. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47–54.
  3. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: распоряжение правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/407890373.
  4. Макарова Н.В., Шапиро К.В. Информационная компетентность учащихся как практическая основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 1 (35). С. 48–55.
  5. Кондратчик И.Г. Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному языку в классах с повышенным уровнем обучения иностранного языка // Преподаватель года 2021: сб. ст. II междунар. профессионально-исследовательского конкурса (14 декабря 2021 г.). В 3-х ч. Ч. 3. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 41–44.
  6. Добрынина Е.Н. Образовательное событие по английскому языку как способ реализации ФГОС (из опыта работы) // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (26 мая 2017 г.). Омск, 2017. С. 77–82.
  7. Будник А.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников аудиовизуальными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 232–235.
  8. Лингевич О.В. К вопросу о становлении понятия «внеурочная деятельность» в России // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 29–34. doi: 10.23951/2307-6127-2021-1-29-34.
  9. О направлении методических рекомендаций: письмо Минпросвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405067621.
  10. Григорьева В.В., Нелунова Е.Д., Фомин М.М., Артемьев И.Т., Никитина В.Н. Преподавание иностранных языков в многоязычной поликультурной среде: монография. М.: Издательский дом Академии естествознания, 2015. 296 с.
  11. Бессонова В.В. Технологический подход к проектированию учебного процесса по математике в решении проблемы повышения качества образования в школе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4–1. С. 44–46.
  12. Бочкова Т.А., Попова Д.В. Проект внеурочной деятельности в начальной школе «Просмотр сериала как вспомогательный способ изучения иностранного языка» // Известия АСОУ. 2017. № 5. С. 209–212.
  13. Павлов А.Л., Коваленко А.А. Опыт проектирования образовательной среды в системе внешкольного математического образования // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2018. № 48. С. 69–75.
  14. Белкина А.П. Проектирование электронной образовательной иноязычной среды в неязыковом вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). С. 168–174.
  15. Ариян М.А. Использование сценарной технологии при обучении иностранным языкам в средней школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2024. № 65. С. 161–170.
  16. Пикалова Е.А. Развитие рефлексивных процессов у студентов вуза на основе проектирования виртуальной среды в условиях иноязычного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2013. Т. 2, № 71. С. 120–123.
  17. Борзова Е.В. Проектирование образовательной среды в иноязычном образовании в вузе // Вопросы иноязычного образования и межкультурной коммуникации: сб. науч. тр., посв. юбилею кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка БГПУ им. М. Акмуллы / под ред. В.Ф. Аитова, Х.Х. Галимовой, З.Р. Киреевой, Р.Ф. Хасановой. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. С. 20–24.
  18. Быстрицкая А.О. Организация внеурочной деятельности по английскому языку в вальдорфской школе // Иностранные языки: лингвистические и лингводидактические аспекты: мат-лы конф. преподавателей по итогам НИР за 2019 год и 74 смотра студенческих научных трудов. Иркутск: Репроцентр А1, 2020. С. 41–47.
  19. Гаврик О.В., Михалева С.Н. Создание иноязычной креативной среды в общеобразовательной школе посредством технологии «creative writing» // Филологическое образование и современный мир: мат-лы XIV всерос. молодёжной науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Э. Михина. Чита: ЗабГУ, 2018. С. 132–135.
  20. Ефимова Т.О., Зимина И.В. Повышение мотивации студентов средствами проектной методики с использованием англоязычных фильмов // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 4. С. 77–81.
  21. Загороднева Г.В. Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся через образовательное событие «издание журнала на английском языке» // Современный учитель – взгляд в будущее: междунар. науч.-образоват. форум. Ч. 1. Екатеринбург, 2023. С. 125–137.
  22. Макарова Е.А. Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 163–177. doi: 10.15293/2658-6762.2303.08.
  23. Маскалюк Д.С. Языковой клуб как способ организации внеклассной работы по английскому языку на этапе основного общего образования // Материалы 73-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов БГПУ (Благовещенск, 25 апреля 2024 года) / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2024. С. 342–346.
  24. Рубаева В.П., Малиева З.Н. Контекстное обучение английскому языку как технология погружения в профессиональную среду // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 490–497. doi: 10.15350/2409-7616.2020.4.42.
  25. Сиразетдинова А.И. Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку на ступени среднего общего образования // Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. С. 274–278.
  26. Развитие личности учащегося: новые подходы и решения: кол. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 295 с.
  27. Федунова Т.В. Возможности кружка иностранного языка в формировании познавательного интереса у учащихся // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы: мат-лы XV регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. П.П. Пивненко, И.В. Шатохина. Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2017. С. 221–225.
  28. Шибаева Е.С. Понятие языковой среды и ее роль в развитии иноязычных коммуникативных умений учащихся средней школы // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сб. мат-лов III всерос. науч.-практ. онлайн-конф. (30 марта 2023 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. С. 935–939.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шаталов А.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».