Психолого-педагогические факторы развития профессиональной готовности вожатых (студентов педвуза) к физическому воспитанию детей в летнем лагере

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном обществе летние лагеря занимают значимое место в системе дополнительного образования детей, предлагая разнообразные программы, направленные на развитие личности и укрепление здоровья. Вожатые (студенты педвузов) играют ключевую роль в организации и реализации этих программ, особенно когда речь идет о физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Готовность вожатых к этой деятельности во многом определяется психолого-педагогическими факторами, которые могут содействовать эффективному взаимодействию с детьми, организации игрового физкультурно-оздоровительного процесса и созданию положительной атмосферы. Комплексная подготовка вожатых, в частности, студентов педагогических вузов, требует всестороннего учета психолого-педагогических факторов, влияющих на их профессиональную готовность к выполнению этой ответственной задачи. В данной статье рассмотрены основные психолого-педагогические факторы (мотивация и личностная готовность студента; межличностные и коммуникативные навыки; психологическая устойчивость, стрессоустойчивость; педагогическая компетентность; инновационное мышление и креативность), способствующие развитию профготовности вожатых (студентов педагогического вуза) к физическому воспитанию детей в условиях летнего лагеря. Описаны методические подходы и образовательные практики, способствующие развитию у студентов необходимых навыков и знаний в сфере физвоспитания детей в летних условиях.

Об авторах

Заур Хамедович Хахо

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zaurkhakho@mail.ru

старший преподаватель кафедры физического воспитания, соискатель кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Краснодар

Наталия Александровна Береза

Российский государственный социальный университет

Email: n.b3r3za@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

Россия, г. Москва

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет

Email: vmgrebennikova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, г. Краснодар

Список литературы

  1. Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Леус О.В. Психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 361–364. doi: 10.24412/1991-5497-2024-4107-361-364.
  2. Коренева Е.Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8 (63). С. 74–76.
  3. Юречко О.В. Технология интегрированного обучения будущих учителей начальных классов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Хабаровск, 2002. 236 с.
  4. Воробьева Д.В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Ч. 1. Новосибирск: СибАК, 2011. С. 87–92.
  5. Данилушкин А.Ю., Кашицин А.М., Сорокопуд Ю.В., Редькина Л.И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов – будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 141–143. doi: 10.24412/1991-5497-2022-495-141-143.
  6. Руденко Е.Ю., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. О педагогических принципах процесса формирования в вузе профессиональной готовности учителей-предметников к гражданскому воспитанию школьников // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 319–322. doi: 10.24412/1991-5497-2024-3106-319-322.
  7. Толстикова С.Н., Никитина Н.И., Алипханова Ф.Н., Шишкина Н.С. Профессиональная готовность педагогов-психологов к работе в школах-интернатах и особенности ее формирования в вузе // Антропологическая дидактика и воспитание. 2023. Т. 6, № 4. С. 139–156.
  8. Овсянникова Е.А. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессионально-педагогическому общению: монография. 2-е изд., перераб. М.: Флинта, 2015. 209 с.
  9. Иванников С.И. Формирование компетентности будущих учителей начальной школы в обеспечении индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании учащихся [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=8193.
  10. Кравченко А.В. Теоретико-методические основы формирования навыка физкультурно-оздоровительной работы в подготовке будущего учителя: автореф. дис … канд. пед. наук: 13.00.04. Волгоград, 2007. 27 с.
  11. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 10–12.
  12. Автионова Н.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Проектная деятельность студентов вуза как средство формирования межличностных отношений // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 5. С. 276–291.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Хахо З.Х., Береза Н.А., Гребенникова В.М., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».