Opportunities of network design in the formation of students' professional competence

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article substantiates the importance of developing future teachers' professional competence through network design in the current conditions of digital transformation of society and the state, as well as changes in the characteristics of modern youth (critical thinking, clip-based perception, and gamification of the world, etc.). The article also explores the role of a teacher's patriotic stance in fostering the patriotism of the younger generation. It is argued that network design is associated with the structural positioning of unlimited numbers of interconnected participants, with the possibility of adding new links and complexes to the system for organized shared resource use, a system of mutual influence and connections between professional communities of teachers, organized synchronously or asynchronously. The effectiveness of project technology in network interaction is examined using the example of crowdsourcing and confirmed by the results of an express survey of the emotional, communicative, and technological attitudes of future teachers from two universities: Kuban State University and Orel State University named after I.S. Turgenev. Crowdsourcing technology is presented in the form of a technological map of a practical lesson on the consideration of a pedagogical case for future teachers in the academic discipline «Theory and Technology of Education» in four stages: introductory, prognostic, design, and final.

About the authors

Marina Ivanovna Aldoshina

Orel State University named after I.S. Turgenev

Author for correspondence.
Email: maraldo57@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Psychology and Pedagogy Department

Russian Federation, Orel

References

  1. Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 1 (37). С. 23–32. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32.
  2. Алдошина М.И., Ератова Т.И. Диверсификация непрерывного профессионально-юридического образования в контексте устойчивого развития общества // Перспективы науки и образования. 2025. № 5. С. 183–196. doi: 10.32744/pse.2025.5.12.
  3. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71670570.
  4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
  5. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019. 98 с.
  6. Дудырев Ф.Ф., Анисимова К.В., Романова О.А., Петров Е.Е. Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 40 с. doi: 10.17323/978-5-7598-2393-3.
  7. Бондаренко Н.В., Шугаль Н.Б. Навыки работы в цифровой среде у студентов профессиональных образовательных программ // Мониторинг экономики образования: 2020. Т. II. Высшее образование и рынок труда / сост. Н.Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 201–207.
  8. Цифровая трансформация: эффекты и риски в новых условиях / рук. авт. колл. П.Б. Рудник, Т.С. Зинина; под ред. И.Р. Агамирзяна, Л.М. Гохберга, Т.С. Зининой, П.Б. Рудника. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 156 с.
  9. Фишман И.С., Фишман Л.И., Прудникова В.А. «Цифровой педагог» профессионального образования в фокусе зарубежных исследований // Ярославский педагогический вестник. 2025. № 3 (144). С. 88–106.
  10. Василевская Е.В. Повышение профессиональной компетентности: сетевой подход // Народное образование. 2013. № 7 (1430). С. 96–101.
  11. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под ред. О.Б. Акимовой. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. 157 с.
  12. Алдошина М.И., Слободская И.Н., Рыманова Я.В. Квалитологический мониторинг в оценке эффективности интернет-сервисов в образовательном процессе вуза // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 10–18.
  13. Лобок А.М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия // Народное образование. 2014. № 3 (1436). С. 93–101.
  14. Слободская И.Н., Луканкин А.Г., Горлова А.С. Применение сетевых технологий в обучении курсантов ведомственного вуза // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. (Вологда, 5–6 декабря 2024 г.). Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2025. С. 240–243.
  15. Голубев Е.В. Краудсорсинг в системе инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий: монография. М.: Креативная экономика, 2015. 256 с.
  16. Щербатых С.В., Артюхина М.С. Краудсорсинг как элемент интерактивного обучения математике на гуманитарных направлениях подготовки // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 4 (60). С. 98–105.
  17. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: метод. пособие / под ред. И.М. Осмоловской. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. 118 с.
  18. Слободская И.Н., Фарафонова И.В. Исследование мотивации формирования профессиональной ответственности у обучающихся вуза // Образование и общество. 2023. № 4 (141). С. 100–106.
  19. Хангельдиева И.Г. Общество 5.0 и образование: перспективы и предостережения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82). С. 123–140. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-123-140.
  20. Алдошина М.И., Фарафонова И.В. Использование сетевого проектирования в профессиональном образовании будущих педагогов в университете // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80–1. С. 22–26.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Aldoshina M.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».