Технология создания электронных образовательных ресурсов для подготовки специалистов по цифровой экономике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессиональная подготовка специалистов в области цифровой экономики – перспективное направление развития экономического образования. Переход к цифровым технологиям в управлении, банковской сфере, производстве, коммерции, коммуникациях определяет возникновение новых требований к профессиональным и общим компетенциям выпускников вузов. Необходимо создать инновационную систему профессиональной подготовки, основанную на использовании электронных средств обучения, цифровых технологий. Реализация этой задачи должна начинаться с разработки научно обусловленных подходов к созданию методических средств обучения, учитывающих всевозможные факторы эффективности. Это определяет важность задачи научно-методического обоснования технологии создания электронных образовательных ресурсов для подготовки специалистов нового формата. В статье предложен аналитический подход к определению содержания и структуры базового компонента методической системы – электронного учебника. Обоснована целесообразность его использования в целях формирования необходимых компетенций на индивидуальном и групповом уровнях. Предложено использовать для структуризации материала матричную форму представления информации и элементы матричного и векторного анализа. Разработана математическая модель, описывающая структурные связи между понятиями тезауруса. Структурными элементами в данной модели являются понятия глоссария учебной дисциплины. Обсуждаются возможности применения модели для унификации и автоматизации обработки информации при отборе содержания учебника в различных образовательных областях. Приведены примеры использования предложенной модели в различных предметных областях. Описаны способы представления модели на основе теории графов и приемы решения проблемы наличия циклов в данной семантической конструкции. Основные выводы и результаты исследования могут быть использованы для практической разработки электронных средств обучения, автоматизации процесса структуризации их содержания и методик использования в учебном процессе.

Об авторах

Сергей Иванович Макаров

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: matmaksi@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики и экономико-математических методов

Россия, Самара

Светлана Александровна Севастьянова

Самарский государственный экономический университет

Email: s_sevastyanova@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и экономико-математических методов

Россия, Самара

Мария Владимировна Курганова

Самарский государственный экономический университет

Email: kurganovamv@bk.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и экономико-математических методов

Россия, Самара

Список литературы

  1. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н.В. Горбуновой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2019. 152 с.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
  3. Makarov S.I., Sevastyanova S.A. Information modeling of the students’ residual knowledge level // Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities / eds. S. Ashmarina, A. Mesquita, M. Vochozka. 2020. Vol. 908. Springer, Cham.
  4. Мельникова Н.Н., Щелокова Е.Г. Карьерная направленность: векторная модель диагностики и интерпретации // European Social Science Journal. 2012. № 2 (18). С. 270–277.
  5. Юрьев Г.А. Математическая модель интерпретации результатов компьютерного тестирования с использованием марковских сетей: автореф. дис. … канд. физ.-мат. наук. М., 2013. 23 с.
  6. Федяев О.И. Прогнозирование остаточных знаний студентов по отдельным дисциплинам с помощью нейронных сетей // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2016. № 7 (180). С. 122–136.
  7. Кремер Н.Ш. Диагностирование и прогнозирование уровня математической подготовки студентов // Современная математика и концепции инновационного математического образования. 2016. Т. 3, № 1. С. 263–265.
  8. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кувалдина Т.А. Иерархии в моделировании логической структуры предметных областей // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: мат-лы 6-й общерос. науч. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 179–182.
  9. Гриншкун В.В. Организация компьютеризированного обучения на базе иерархических структур данных: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1996. 31 с.
  10. Кувалдина Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1997. 29 с.
  11. Шрейдер Ю.А. Тезаурусы в информатике и логической семантике // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1971. № 3. С. 21–24.
  12. Харари Ф. Теория графов. М.: УРСС, 2003. 300 с.
  13. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. М.: МГПУ, 2005. 231 с.
  14. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов – шаг на пути к качественному образованию // Информационные технологии в образовании: сб. тр. междунар. конф.-выставки «ИТО-2002». Ч. 6: Пленарные доклады. М.: МИФИ, 2002. С. 11–14.
  15. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 3 (7). С. 31–33.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Макаров С.И., Севастьянова С.А., Курганова М.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».