Олимпиада по биологии как средство оценки качества образовательного процесса в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе рассматривается важность использования внеуадиторной формы обучения – олимпиады по биологии для развития творческого потенциала студентов, их профессионального становления и повышения качества образовательного процесса. Задания предметной олимпиады сгруппированы в три блока в зависимости от степени сложности, позволяющие оценить уровень интеллектуальных способностей и творческого мышления. Количество правильно выполненных заданий с выбором одного ответа составляет более 52%, что свидетельствует о способности студентов применять базовые знания в области биологии для решения стандартных задач. 86,06% студентов способны использовать критическое мышление при выполнении заданий повышенной сложности с множественным выбором ответов, решать стандартные профессиональные задачи в соответствии с алгоритмом. Высоким уровнем интеллектуальной деятельности, творческим подходом к решению практико-ориентированных задач со свободным ответом обладают 56,74% студентов. Сложности вызвали задания независимо от их типа в области молекулярной биологии клетки. Низкий средний балл характерен для практико-ориентированных заданий, связанных с оценкой реакции организма на действие экологических факторов и закономерностей наследования нескольких признаков с разным типом наследовании (0,72 и 0,39 соответственно при максимальном балле 5). Результаты олимпиады свидетельствуют об использовании компетентностного подхода в обучении биологии для получения качественного образования.

Об авторах

Владимир Анатольевич Королев

Курский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: korolevva@kursksmu.net

доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии, медицинской генетики и экологии

Россия, Курск

Валентина Николаевна Рыжаева

Курский государственный медицинский университет

Email: ryzhaevavn@kursksmu.net

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, медицинской генетики и экологии

Россия, Курск

Людмила Александровна Бабкина

Курский государственный медицинский университет

Email: l-babkina@yandex.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, медицинской генетики и экологии

Россия, Курск

Оксана Владимировна Васильева

Курский государственный медицинский университет

Email: vasilevaov@kursksmu.net

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, медицинской генетики и экологии

Россия, Курск

Список литературы

  1. Вахитова Г.В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1. С. 36–39.
  2. Рубцова Е.В. Предметные олимпиады по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока в медицинском вузе и пути их совершенствования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 65–68.
  3. Тригуб Н.И., Неведров Н.П. Интерактивные формы обучения как средство повышения уровня сформированности общепрофессиональных компетенций бакалавров [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 4 (44). https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/049-021.pdf.
  4. Королев В.А., Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Седых А.В. Элементы проблемного обучения при формировании компетенций у специалистов медико-профилактического профиля // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 84-й годовщине КГМУ (Курск, 1 февраля 2019 г.) / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ, 2019. С. 310–311.
  5. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
  6. Исакова О.Б., Михайлов А.А., Кисляков П.А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–4. С. 855–859.
  7. Кирпиченок Л.Н., Скребло Е.И., Головко Е.С., Тихон Т.В. Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2012. Т. 11, № 3. С. 125–132.
  8. Макарова О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2012. 23 с.
  9. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 215–218.
  10. Шамайло О.Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 23 с.
  11. Щербакова И.В. Технология организации и проведения предметных олимпиад в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 96–99.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  13. Гоник И.Л., Юрова О.В., Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 255–260.
  14. Онучина Е.В. Молодежный научный кружок – важное звено в подготовке специалиста // Сибирский медицинский журнал. 2013. № 2. С. 141–142.
  15. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 50–53.
  16. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 1 (7). С. 112–118.
  17. Калуцкий П.В., Овод А.И., Солянина В.А. Организация внутренней независимой оценки качества образования в университете // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 84-й годовщине КГМУ (Курск, 1 февраля 2019 г.) / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ, 2019. С. 269–272.
  18. Филатова О.М., Пономарёва О.Н. Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1096–1099.
  19. Стародубец Е.Е., Петрова Т.П., Борисевич С.В. Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. С. 342–346.
  20. Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Королев В.А. Современные технологии обучения биологии в Курском государственном медицинском университете // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. тр. всерос. науч.-учеб. конф. с междунар. уч., посв. 82-й годовщине КГМУ. 3 февраля 2017 г., г. Курск, Российская Федерация / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. С. 555–558.
  21. Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по биологии [Электронный ресурс] // http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535371807/biologiya_2018.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структура олимпиады по биологии по типам заданий

Скачать (17KB)
3. Рисунок 2 – Содержательные блоки заданий олимпиады по биологии

4. Рисунок 3 – Средний балл выполнения заданий блока 1 с учетом их содержательных особенностей

Скачать (16KB)
5. Рисунок 4 – Выполнение заданий с выбором нескольких правильных ответов по содержательным блокам, %

Скачать (23KB)
6. Рисунок 5 – Выполнение заданий на установление соответствия по содержательным блокам, %

Скачать (22KB)
7. Рисунок 6 – Выполнение практико-ориентированных заданий по содержательным блокам, %

Скачать (21KB)

© Королев В.А., Рыжаева В.Н., Бабкина Л.А., Васильева О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».