Олимпиада по биологии как средство оценки качества образовательного процесса в вузе
- Авторы: Королев В.А.1, Рыжаева В.Н.1, Бабкина Л.А.1, Васильева О.В.1
-
Учреждения:
- Курский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 8, № 4 (2019)
- Страницы: 253-258
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/34500
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201984305
- ID: 34500
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе рассматривается важность использования внеуадиторной формы обучения – олимпиады по биологии для развития творческого потенциала студентов, их профессионального становления и повышения качества образовательного процесса. Задания предметной олимпиады сгруппированы в три блока в зависимости от степени сложности, позволяющие оценить уровень интеллектуальных способностей и творческого мышления. Количество правильно выполненных заданий с выбором одного ответа составляет более 52%, что свидетельствует о способности студентов применять базовые знания в области биологии для решения стандартных задач. 86,06% студентов способны использовать критическое мышление при выполнении заданий повышенной сложности с множественным выбором ответов, решать стандартные профессиональные задачи в соответствии с алгоритмом. Высоким уровнем интеллектуальной деятельности, творческим подходом к решению практико-ориентированных задач со свободным ответом обладают 56,74% студентов. Сложности вызвали задания независимо от их типа в области молекулярной биологии клетки. Низкий средний балл характерен для практико-ориентированных заданий, связанных с оценкой реакции организма на действие экологических факторов и закономерностей наследования нескольких признаков с разным типом наследовании (0,72 и 0,39 соответственно при максимальном балле 5). Результаты олимпиады свидетельствуют об использовании компетентностного подхода в обучении биологии для получения качественного образования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Анатольевич Королев
Курский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: korolevva@kursksmu.net
доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии, медицинской генетики и экологии
Россия, КурскВалентина Николаевна Рыжаева
Курский государственный медицинский университет
Email: ryzhaevavn@kursksmu.net
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, медицинской генетики и экологии
Россия, КурскЛюдмила Александровна Бабкина
Курский государственный медицинский университет
Email: l-babkina@yandex.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, медицинской генетики и экологии
Россия, КурскОксана Владимировна Васильева
Курский государственный медицинский университет
Email: vasilevaov@kursksmu.net
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, медицинской генетики и экологии
Россия, КурскСписок литературы
- Вахитова Г.В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1. С. 36–39.
- Рубцова Е.В. Предметные олимпиады по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока в медицинском вузе и пути их совершенствования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 65–68.
- Тригуб Н.И., Неведров Н.П. Интерактивные формы обучения как средство повышения уровня сформированности общепрофессиональных компетенций бакалавров [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 4 (44). https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/049-021.pdf.
- Королев В.А., Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Седых А.В. Элементы проблемного обучения при формировании компетенций у специалистов медико-профилактического профиля // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 84-й годовщине КГМУ (Курск, 1 февраля 2019 г.) / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ, 2019. С. 310–311.
- Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
- Исакова О.Б., Михайлов А.А., Кисляков П.А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–4. С. 855–859.
- Кирпиченок Л.Н., Скребло Е.И., Головко Е.С., Тихон Т.В. Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2012. Т. 11, № 3. С. 125–132.
- Макарова О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2012. 23 с.
- Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 215–218.
- Шамайло О.Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 23 с.
- Щербакова И.В. Технология организации и проведения предметных олимпиад в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 96–99.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
- Гоник И.Л., Юрова О.В., Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 255–260.
- Онучина Е.В. Молодежный научный кружок – важное звено в подготовке специалиста // Сибирский медицинский журнал. 2013. № 2. С. 141–142.
- Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 50–53.
- Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 1 (7). С. 112–118.
- Калуцкий П.В., Овод А.И., Солянина В.А. Организация внутренней независимой оценки качества образования в университете // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 84-й годовщине КГМУ (Курск, 1 февраля 2019 г.) / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ, 2019. С. 269–272.
- Филатова О.М., Пономарёва О.Н. Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1096–1099.
- Стародубец Е.Е., Петрова Т.П., Борисевич С.В. Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. С. 342–346.
- Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Королев В.А. Современные технологии обучения биологии в Курском государственном медицинском университете // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. тр. всерос. науч.-учеб. конф. с междунар. уч., посв. 82-й годовщине КГМУ. 3 февраля 2017 г., г. Курск, Российская Федерация / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. С. 555–558.
- Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по биологии [Электронный ресурс] // http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535371807/biologiya_2018.pdf.
Дополнительные файлы
