Внеучебная работа как фактор личностного развития и воспитания студентов (на примере факультета иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Внеучебная работа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. В настоящей статье авторы рассматривают внеучебную работу как целостное образование со всеми признаками системы (цель, задачи, функции, структура, содержание, формы, методы и средства). Авторы статьи считают, что внеучебная работа со студентами представляет собой важную часть процесса подготовки специалистов и проводится с целью создания системы средств и действий, которые отвечают за решение актуальных проблем воспитания, создания благоприятных условий для личностного и профессионального развития выпускников вуза, которые сочетают в себе глубокие профессиональные знания и умения, высокие духовные и моральные качества, обладают правовой и коммуникативной культурой, способны к творческому самовыражению и занимают активную гражданскую позицию. В статье рассматриваются особенности внеучебной работы как фактора личностного развития и воспитания студентов, раскрывается значение проблемы, предлагаются возможные пути ее решения. Исследуя эффективность внеучебной деятельности, авторы анализируют структуру свободного времени студентов факультета иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета, что позволяет по-новому взглянуть на организацию внеучебной работы.

Об авторах

Алёна Михайловна Клюшина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klyushina@pgsga.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Россия, Самара

Ольга Николаевна Шалифова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: shalifova@pgsga.ru

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков

Россия, Самара

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Смирнов В.А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития // Alma Mater. 2014. № 11. С. 17–23.
  3. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22–23.
  4. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 23 с.
  5. Пономарев А.В. Организация внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 3. С. 33–38.
  6. Расщепкина Е.Д. Специфика воспитательной работы в вузе // Теория и технология металлургического производства. 2010. № 10. С. 212–218.
  7. Москвин В.А. Главные элементы качества работы вуза // Вестник Московского университета. 2014. № 1. С. 22–32.
  8. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. 250–252.
  9. Гутман В.В., Шкляр Н.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления профессионально-педагогической компетентности студентов // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 17–21.
  10. Яковлева И.А. К вопросу о роли внеаудиторной работы в системе формирования компетенций студентов // Труды конференций ВСГУТУ: мат-лы науч.-метод. конф. «Роль СРС в формировании компетенций». Вып. 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. С. 281–283.
  11. Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов в Герценовском университете // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 7–16.
  12. Бухалова И.В. Внеучебная воспитательная работа как фактор личностно-профессионального становления будущего педагога // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. Т. 56, № 23. С. 24–33.
  13. Лившиц Б.И., Рубина Л.Я., Шайдуров А.А. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: концепция, нормативные и методические материалы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 53 с.
  14. Емельянова И.Н., Ермакова Н.А. Проблемы самореализации личности в период обучения в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 1 (53). С. 76–81.
  15. Панкевич В.И., Попова А.О. Вовлеченность студентов во внеучебные организации университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6 (37), ч. 4. С. 59–62.
  16. Пономарев А.В. Организация внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 3 (14). С. 33–38.
  17. Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Васильева В.Д. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 289–295.
  18. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 34 с.
  19. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников – составная часть внеучебной работы в вузе // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 11. С. 32–40.
  20. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 51–57.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Ответы студентов, предпочитающих традиционные формы досуга

3. Рисунок 2 – Ответы студентов, предпочитающих культурно-развивающий досуг

Скачать (11KB)
4. Рисунок 3 – Ответы студентов на вопрос «Что вы предпочитаете делать в свободное время?»

Скачать (10KB)
5. Рисунок 4 – Ответы студентов на вопрос «В чем заключается основная функция внеучебной работы в вузе?»

Скачать (10KB)
6. Рисунок 5 – Ответы студентов на вопрос «В каком виде внеучебной работы вы бы хотели принимать участие?»

Скачать (15KB)

© Клюшина А.М., Шалифова О.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».