Историко-педагогическая линия воспитания этнической толерантности в военной педагогике
- Авторы: Врачинская Т.В.1, Бударина А.О.1, Кузнецова Т.А.1, Парахина О.В.1, Калюжный Е.В.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 8, № 4 (2019)
- Страницы: 241-248
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/34498
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201984303
- ID: 34498
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье прослеживается историко-педагогическая линия воспитания этнической толерантности в военной педагогике. Выявлены философские и социально-политические предпосылки становления взглядов на этническую толерантность. Систематизированы взгляды отечественных педагогов и представлена периодизация развития взглядов на этническую конфликтность и толерантность военнослужащих в отечественной военной педагогике. Исследование процесса воспитания толерантности военнослужащих России XVIII – начала XXI в. проводилось с позиции распространения принципов мировоззренческого характера на духовную и практическую деятельность всех участников педагогического процесса. В то же время были учтены исторические и педагогические условия и факторы, влиявшие на изучаемый процесс и стадии его развития в соответствующие периоды. Проведенное исследование показало, что идея формирования этнической толерантности в отечественной военной педагогике, ее внедрение в теорию и практическую деятельность претерпела определенную эволюцию. Изучение историко-педагогического опыта позволило сформулировать основные тенденции зарождения, становления и развития процесса формирования этнической толерантности у военнослужащих на различных исторических этапах с тем, чтобы учесть положительный и отрицательный опыт формирования этнической толерантности. Опыт воспитания военнослужащих в различные исторические периоды, несомненно, является полезным для современного периода формирования этнической толерантности у курсантов. В настоящее время формирование этнической толерантности у военнослужащих является не менее актуальным, чем в рассмотренные исторические периоды.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Валерьевна Врачинская
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: tanya-kgrd@rambler.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор Института образования
Россия, КалининградАнна Олеговна Бударина
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: annabudarina@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор Института образования, профессор Института образования
Россия, КалининградТатьяна Артуровна Кузнецова
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: tkuznetsova@kantiana.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института образования, доцент Института образования
Россия, КалининградОлеся Владимировна Парахина
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: oparakhina@kantiana.ru
кандидат педагогических наук, ведущий менеджер основных образовательных программ, доцент Института образования
Россия, КалининградЕвгений Викторович Калюжный
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: kalyuzhnyy1983@mail.ru
аспирант Института образования
Россия, КалининградСписок литературы
- Military Pedagogies and Why They Matter // Educational Futures Rethinking: Theory and Practice / eds. T. Kvernbekk, H. Simpson, M.A. Peters. 2008. Vol. 25. P. 1–28.
- Juhary J. Understanding military pedagogy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 1255–1261. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.104.
- Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001. № 24. С. 61–63.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.: ИЭА РАН, 1998. С. 15–20.
- Goodman S.W., Alarian H.M. National belonging and public support for multiculturalism // The Journal of Race, Ethnicity, and Politics. 2019. doi: 10.1017/rep.2019.52.
- Carus A. Tolerance // Carnap and Twentieth-Century Thought: Explication as Enlightenment. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 252–272. doi: 10.1017/CBO9780511487132.013.
- Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР. М.: Мысль, 1986. 254 с.
- Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
- Андреев Г.П., Попов В.В. Многонациональный воинский коллектив: вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1989. 175 с.
- Сукновалов А.Е. Первая в России военно-морская школа // Исторические записки. М.: АН СССР, 1953. Т. 42. С. 301–306.
- Румянцев П.А. Документы. М.: Воениздат, 1953–1959. Т. 3. 763 с.
- Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество. 1999. Вып. 2. С. 157–184.
- Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. М.: Русский мир, 1993. 223 с.
- Зубков А.А. Военно-патриотическое воспитание военнослужащих в советский военный и послевоенный период // Флагман: сб. науч. ст. № 7. Калининград: БВМИ, 2004. С. 24–29.
- Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1977. 480 с.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917–1984 гг.). Новосибирск: НВВПУ, 1991. 261 с.
- Муцынов С.С. Коллектив и дисциплина: вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1989. 167 с.
- Сергеева Е.В. Психолого-педагогический опыт формирования этнической толерантности курсантов в условиях военного вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 3. С. 155–158.
- Китов А.И. Предупреждение и преодоление психологических конфликтов в коллективе // Социальная психология и управление. М.: ВПА, 1972. С. 180–195.
- Пляшкевич В.И. Воспитание воинов в духе дружбы народов. М.: Воениздат, 1973. 129 с.
Дополнительные файлы
