Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы подготовки педагога-профессионала, успешного организатора исследовательской деятельности школьников. Материал излагается с позиции новых стандартов. Обсуждаются инновационные формы организации образовательного процесса в вузе и школе – создание единого образовательного пространства на основе принципов интеграции науки и образования. Главным условием формирования научно-исследовательского потенциала школьников и успешного развития педагогов является проектная деятельность студентов и школьников в рамках сотрудничества. Разработана и реализована структурная модель сетевого взаимодействия Мининского университета, школ № 151, 129, 173 г. Нижнего Новгорода, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ, г. Калининград) и Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН, г. Москва). Реализация данной модели является ключевым фактором, способствующим решению проблемы качественной подготовки будущего учителя биологии к организации исследовательской деятельности школьников и развития их творческой активности. Показан опыт разработки и апробации различных совместных научных, социальных и творческих проектов. Представлены данные эксперимента, которые свидетельствуют об успешности проводимых в рамках внедрения проектной технологии мероприятий.

Об авторах

Ольга Аркадьевна Зайцева

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина; Средняя школа № 151

Автор, ответственный за переписку.
Email: olgazaiceva151nn@yandex.ru

аспирант кафедры экологического образования и рационального природопользования, учитель биологии

Россия, Нижний Новгород; Нижний Новгород

Список литературы

  1. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Народное образование. 2006. № 7. С. 123–127.
  2. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.
  3. Леонтович А.В. Построение образовательной среды для реализации исследовательской деятельности учащихся // Преподаватель ХХI век. 2013. № 2. С. 123–130.
  4. Зайцева О.А. Компетентностный подход к подготовке студентов-бакалавров к организации исследовательской деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 60, ч. 1. Ялта: РИО ГПА, 2018. С. 123–126.
  5. Уткина Г.И., Полякова Н.В. Роль проектной деятельности в формировании профессиональных компетенций обучающихся педагогического вуза // Вестник ТГПУ. 2016. № 4 (169). С. 70–74.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14–24.
  7. Карачёв А.А., Каплин Р.Е. Категория опыта в философии Дж. Дьюи и проектный метод обучения школьников // Преподаватель ХХI век. 2007. № 1. С. 67–73.
  8. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. 168 с.
  9. Callahan J.F., Clark L.H. Foundations of Education. New York: Macmillan Co., 1983. 363 p.
  10. Мартиросьян О.В. Теория свободного воспитания в России и за рубежом // Вестник ТПГУ. 2018. № 1 (190). С. 59–64.
  11. Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика. 2003. № 8. С. 88–96.
  12. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4. С. 52–55.
  13. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов: история возникновения и развития // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. 2012. № 5. С. 8–11.
  14. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник ОГУ. 2011. № 2. С. 360–366.
  15. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 60 с.
  16. Хуторской А.В. Дальтон-план Елены Паркхерст // Школьные технологии. 2013. № 2. С. 71–73.
  17. Телегин М.В. Уши ЕГЭ торчат из педологии // [Электронный ресурс] // Хронос. – http://hrono.info/statii/2010/teleg_ege3.php.
  18. Савченко Т.А. Исследовательский принцип в педагогике С.Т. Шацкого // Известия ВГПУ. 2015. № 2 (267). С. 13–16.
  19. Митрофанова Г.Г. Метод проектов вчера и сегодня // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. № 4. С. 94–106.
  20. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/290/291.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Модель сетевого сотрудничества образовательных организаций г. Нижнего Новгорода, г. Калининграда и научных структур России

Скачать (40KB)
3. Рисунок 2 – Матричная структура проектных альянсов, реализуемых в рамках сетевого сотрудничества Мининского университета и организаций-партнёров

Скачать (45KB)

© Зайцева О.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».